Минпромторг предложил расширить перечень иностранного медицинского оборудования и изделий, допуск которых к госзакупкам в России ограничивается. В частности, выговор идет о произведенных за пределами Таможенного союза рентгеновских аппаратах, протезах сердечных клапанов, дефибрилляторах, костылях, тростях, ходунках, матрацах, бинтах, тампонах, антисептиках и дезинфицирующих препаратах, марлевых масках и презервативах. Проект соответствующего постановления правительства выставлен на общественное обсуждение, которое продлится до 17 августа.

«Третий лишний»

Документ вносит дополнения в постановление правительства‎ от 5 февраля 2015 года № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По этому постановлению, получившему в профессиональном сообществе наименование «третий лишний», иностранные поставщики не могут участвовать в торгах на получение контракта, если на конкурс поступит хотя бы две заявки от отечественных производителей. При этом ограничения не касаются производителей Армении, Белоруссии и Казахстана. Качество продукции в этом случае роли не играет — лишь место производства.

Читайте еще:

Минпромторг вынес на общественное обсуждение проект поправок, касающихся порядка проведения госзакупок. В частности, министерство предлагает расширить список импортных медицинских изделий, допуск которых к госзакупкам ограничивается. Их нельзя будет вводить в лоты при формировании заявок.

Идею преференций для отечественных производителей давным-давно лоббировал Союз ассоциаций и предприятий медицинской промышленности России. Минпромторг двукратно выступал с предложениями, направленными на «защиту внутреннего рынка» и «обеспечение национальной безопасности России», но попытки согласовать их в правительстве успеха не имели. Однако на волне украинских событий и последовавших санкций и контрсанкий идею реанимировали.

Фото из личного архива Л. Попович

Сообщать о результате действия февральского постановления покамест сложно. «Мне не известно, чтоб Минпромторг проводил анализ его результатов, — рассказала „МедНовостям“ директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. — Не факт, что закупки вообще проводили с учетом того списка — особых изменений на рынке не заметно».

На состоявшемся в июне I Международном фармацевтическом форуме «Импортозамещение 2015» представители ФАС говорили о том, что покамест постановление лишь создает трудности для производителей медицинских изделий. А представитель Минпромторга Дмитрий Колобов заявил, что применение постановления на рынке медизделий в полной мере станет возможно лишь со временем, когда «повысится цивилизация заказчика».

Новый старый перечень

Перечень, утвержденный февральским постановлением, включал в себя лишь 46 позиций, в дополнительном списке их уже 101. При этом никаких данных о потребности российского здравоохранения в попавших в перечень медицинских изделиях и оборудовании и соответствующих этому возможностях отечественной промышленности Минпромторг не представил.

За него эту тему охотно комментирует помощник главы правительства, бывший основной санитарный врач Геннадий Онищенко. «Применительно к дефибрилляторам, бинтам, тростям я не вижу никаких содержательных осложнений, кроме возможных неудобств для бизнеса, какой уже использует устоявшиеся логистические схемы, — сообщил Онищенко РИА Новости. — Трость, я уверен, мы сделаем сами, другое дело, может быть, будут утеряны некие бренды, которые тоже существуют в этой области, может быть, они будут лишены ряда изящных деталей, или материалы будут менее привычными, но это пережить можно». А по «целому спектру» антисептиков и дезинфицирующих препаратов российские производители могут конкурировать с иностранными, уверен Онищенко.

Читайте еще:

Предложение Минпромторга расширить ограничения на госзакупки иностранных медицинских изделий не угрожает здоровью населения, а в случае с презервативами даже поможет разрешить демографические проблемы в стране и будет содействовать аккуратности в выборе полового партнера, заявил помощник главы правительства, бывший основной санитарный врач РФ Геннадий Онищенко.

Между тем, в новом перечне приводятся, в том числе, те изделия, которые были исключены из проекта февральского постановления. «Экспертное сообщество тогда встало весьма жестко на защиту пациентов, — рассказала Попович. — Мы просили Минпромторг дать обоснование по каждой позиции, информацию о том, кто анализировал базар, кто оценивал безопасность и качество, данные этого анализа. Однако, этого не произошло, нам материалов не дали, хотя этот список был резко сокращен. Но сейчас мы опять не видим убедительного обоснования того, что такие-то позиции будут выпускаться в необходимом количестве с необходимыми гарантиями качества, безопасности и эффективности. Что эти УЗИ-аппараты или хирургические инструменты, выпускаемые таким-то заводом, имеют сертификат, какой подтверждает стандарт качества, не ниже европейского». По словам Попович, никто не оспаривает важность протекционистской политики Минпромторга, но не он отвечает за здоровье населения. У этого министерства все же другие приоритеты.

«К этому перечню надобно подходить очень аккуратно и взвешенно: по каждой позиции надобно быть уверенным, что ее замена не принесет вреда пациентам, — считает эксперт. — Понятно, что если разрешающая способность импортозамещающих диагностических аппаратов будет недостаточной, могут быть пропущены многие заболевания. Да и более простые на первый взор позиции требуют отдельного рассмотрения — даже марлевые салфетки бывают разные. Наша марля, которая нарезается медсестрами из огромных рулонов, вряд ли будет стерильной. Да и подготовка таких салфеток требует дополнительных затрат медучреждений. При этом многие импортные марлевые салфетки, которые лишь чуть-чуть дороже, но уже готовые и пропитанные антисептическими средствами, обеспечивают низенький уровень госпитальной инфекции и минимум осложнений раневых поверхностей. Это ведь совсем разные с точки зрения клинического, а значит, и экономического эффекта вещи».

Наступление на конкуренцию

Согласны с этим и правозащитники. По мнению президента Лиги защиты прав пациентов Александра Саверского, предлагая столь радикальные меры, Минпромторг должен гарантировать российским гражданам, что они будут обеспечены в полном объеме всем необходимым медоборудованием отечественного производства. «Озаботившийся российским производителем Минпромторг отчего-то не беспокоится об отечественном пациенте, рискующем остаться без медицинской помощи, — отмечает Саверский. — А кроме того, у нас в этой сфере существует базар. И сейчас Минпромторг режет на корню все нормы антимонопольного регулирования, направленные на улучшение конкурентной среды. Я сторонник отечественных производителей, но если будет убрана конкуренция, они превратятся в монополистов и станут диктовать Минздраву, что и почем покупать».

В Ассоциации международных производителей медицинских изделий IMEDA считают, что при принятии любых решений необходимо ориентироваться, прежде итого, «на интересы российских пациентов и медицинских работников, которым от российской промышленности нужны современные, высокотехнологичные, клинически эффективные и безопасные медицинские изделия». Ограничение допуска к госзакупкам приведет к ограничению конкуренции и, будто следствие, падению качества и росту цены, «поскольку производители, получившие фактически монопольное поза на рынке, не будут иметь стимулов для совершенствования своей продукции и удержания цен», отмечается в заявлении IMEDA.

«Подушка безопасности»

В клиниках, непосредственно столкнувшихся с проблемой импортозамещения, говорят, что не паникуют, а ищут пути выхода из ситуации. «Для нас в этом перечне выговор идет о хирургическом расходном материале: ультратонком шовном материале для микрохирургических операций, металлических конструкциях, которые мы устанавливаем во время хирургических вмешательствах при тяжелых повреждениях позвоночника и спинного мозга, — рассказал „МедНовостям“ директор Научно-исследовательского детского ортопедического института им. Турнера, член-корреспондент РАН Алексей Баиндурашвили. — Металл там особый, он делается не для самолета или плуга, а для больного человека. К нему предъявляются весьма строгие требования, это целая наука. Мы примерно ориентируемся, кто что выпускает, и сейчас будем должны найти среди отечественных производителей таких, чьи изделия будут эквиваленты импортным. Спозаранку или поздно это надлежит было случиться, сколько можно сидеть на этой „игле“. Другое дело, что наши производители не так скоро могут развернуться».

У института кушать и «подушка безопасности» в виде союзного проекта России и Белоруссии по лечению больных с заболеваниями и повреждениями позвоночника, в рамках которого производятся металлоконструкции не хуже, а в ряде случаев и лучше импортных, считает Баиндурашвили. Кроме того, в институте «предвидели такое развитие ситуации» и создали собственные небольшие мастерские. «Здесь импортозамещением занимаются наши сотрудники-инженеры. И эта маленькая проблемная лаборатория нам весьма помогает», — рассказал директор института.

По словам ректора ПСПбГМУ, академика РАН Сергея Багненко, никаких оснований для паники дудки. «Наша университетская клиника не ограничивается в закупках оборудования, не имеющего аналогов в России, — рассказал Багненко „МедНовостям“. — Это покамест еще более половины сложного технологического оборудования, которое мы покупаем и будем покупать за рубежом. Но все, что производится или локализовано на территории России и имеет сравнимые эксплуатационные характеристики с импортом, мы и до этого постановления старались закупать у российских производителей. Кушать вещи, которые абсолютно сравнимы. Это относится и к операционным столам, и к инструментарию, и к рентгеновскому и другому оборудованию. Мы стараемся отзывть предпочтение отечественным производителям потому, что хотим, чтоб это направление развивалось в России. И усилия правительства в этом направлении, я считаю, абсолютно обоснованны».

МедНовости.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.