17 марта 2016 года, 21:05

Лишь 10 медицинских вузов страны имеют ныне свои университетские клиники. Утрата существовавших в советское время клинических баз сильно ударила по подготовке будущих врачей. Сейчас, когда появились правовые основания для того, чтоб изменить эту ситуацию, у вузов кушать шанс перейти на новоиспеченный уровень подготовки и оказания медпомощи, считают эксперты.О том, какими должны быть университетские клиники 21 века, говорили на прошедшем в медиацентре «Российской газеты» экспертном совете «Ренессанс традиций российской медицины – создание университетских клиник»

Будто отмечали участники Совета, во всем цивилизованном мире собственно университетские клиники  аккумулируют в себе все самое передовое в лечении и подготовке кадров.  Сильной клинической базой отличались в свое пора и советские мединституты. Однако, 20 лет назад в стране сложилась такая ситуация, при которой стало невозможным совмещение лечебной и преподавательской деятельности. И это не могло не сказаться на качестве подготовки выпускников, к которому ныне немало справедливых претензий

В системе Минздрава России работает 46 медвузов и еще 37 медицинских факультетов – в системе Минобрнауки. При этом свои клиники кушать лишь у десяти из них. Проблема допуска профессорско-преподавательского состава к медицинской практике для всех медицинских вузов разрешилась совершенно недавно, когда Госдума одобрила новую редакцию ст. 69 закона об основах охраны здоровья граждан. Чтоб это стало возможным, ведущим вузам страны пришлось долгие годы «пробивать стену». Зато сейчас решение вопроса о создании университетских клиник даст возможность выйти на новоиспеченный уровень подготовки и оказания медпомощи тем вузам, которые покамест не имеют своих клинических баз, отмечали эксперты.

На сегодняшний день самой большенный клинической базой располагает ставший несколько лет назад  инициатором этого начинания Первоначальный МГМУ им. И.М. Сеченова: на базах 16 городских московских больниц создано 25 университетских клиник. Еще 7 таких клиник открыл РУДН. Директора клиник – заведующие кафедрами или ведущие профессора вуза. Зарплату за учебную работу платит университет, за лечебную – Фонд ОМС или же, если специалист участвует в работе по ВМП – лечебное учреждение.

В итоге подобный работы повысились и уровень подготовки студентов, и качество оказания медицинской помощи, отмечают эксперты. По словам ректора Первого медуниверситета, члена-корреспондента РАН Петра Глыбочко, университетские клиники – это уникальное сочетание лечения и ведения пациентов, обучения и практики студентов, врачебных стажировок и обмена опытом. И, кроме того, в университетских клиниках кроме стационарных и учебных действуют научно-исследовательские подразделения, отрабатывающие перспективные методики, медикаменты и оборудование.

«Сегодня мы стали более качественно стряпать наших выпускников, потому что они могут использовать на базах городских московских больниц дорогостоящее оборудование, – рассказал Глыбочко. – Это и ядерно-магнитный резонансный томограф, это и компьютерные томографы, это и ультразвуковое оборудование, это и эндоскопическое, лапароскопическое оборудование. И эти студенты завтра придут трудиться в практическое здравоохранение. Мы добились того, что ныне за качество оказания медицинской помощи отвечает не лишь главный врач, но и директор клиники. То кушать наш заведующий кафедрой. Это двойной контроль за качеством оказания медицинской помощи».

Между тем, дискуссия о том, какими должны быть университетские клиники 21 века, еще лишь начинается. Так, по мнению директора клиники пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и гепатологии вуза, академика Владимира Ивашкина, обучающие клиники должны быть клиниками общей медицины – студенты должны видать весь спектр больных.

«Клиника может быть этапом, когда ставится диагноз, и отсюда можно уже переместить пациентов в кардиологическую клинику, клинику респираторных заболеваний и этак далее,  – пояснил академик. – С иной стороны, на этих общеклинических койках проводится созданная еще великим Пироговым трехстепенная система подготовки: курс пропедевтики, курс факультетский и курс госпитальный. Курс пропедевтики – симптоматика. Студент, какой вначале не имеет никакого представления об этом, после сдачи экзамена уже в состоянии обосновать диагноз пневмонии, диагноз язвенной болезни, диагноз гипертонической болезни. Факультетский курс – это курс ведения пациента. И наконец, то, что делают на госпитальной кафедре, это курс дифференциального диагноза. Потому университетские клиники при их общности названия, на самом деле, имеют дифференцированное внутреннее содержание».

МедНовости.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.