16 апреля 2016 года, 10:00

Третий беседа с Елисеем Осиным, детским психиатром, экспертом фонда содействия решению проблем аутизма «Выход», «МедНовости» решили отдать ответу на два самых нередко задаваемых родителями детей-аутистов вопроса: работает ли специальная диета и может ли родитель стать тьютором своему ребенку?

Вкруг безглютеновой-безказеиновой диеты идут споры. Кушать родители, которые уверены, что несогласие от молочных и глютеносодержаших продуктов сильно помогает аутичным детям. Кушать и те, кто сомневается. Будто вы считаете: диета – это доля терапии или основа лечения? Влияет ли стол на поведение ребенка?

Это большенный разговор. Его надо делить на отдельные темы. Первое. По какой-то не весьма понятной причине у людей с аутизмом гораздо чаще встречаются проблемы желудочно-кишечного тракта, чем у людей без аутизма. Синдром раздраженного кишечника, частые запоры, поносы и другие проблемы.

Второе. У людей с аутизмом наблюдается проблема с переносимостью тех или иных продуктов. Ребята могут отказываться от той или другой еды из-за проблем с сенсорной сферой. Какие-то вещи они воспринимают не этак, как все: теплая еда может представляться более горячей. Консистенция может быть неприятной. Все это нужно  учитывать, когда сталкиваешься с аутизмом. Так, у ребенка постоянные поносы. Порой детям помогает диета, при которой из питания убирают определенные продовольствие.

Родители детей-аутистов нередко не могут получить буквальный диагноз. Одни врачи говорят о расстройствах аутистического спектра, другие – о нарушении сенсорной интеграции, третьи – об СДВГ.

Помогает ли это человеку с аутизмом в целом? Разумеется. Его самочувствие улучшается. Он не испытывает болевых ощущений, которые он испытывал, так, из-за запора. Однако очевидных данных о том, что диета влияет непосредственно на ключевые проявления аутизма, кроме отзывов родителей дудки. Не на самочувствие, которое будет нарушаться, если у ребенка кушать проблемы ЖКТ, а именно на симптомы аутизма. И навыворот – объективные данные, которые были получены, говорят о том, что такого влияния дудки. Поэтому моя рекомендация – заниматься этими вопросами лишь тогда, когда есть очевидные сложности с желудочно-кишечным трактом.

То кушать не нужно надеяться на то, что диета совершит чудо?

В аутизмотерапии кушать много логических ловушек. Я с огромным уважением отношусь к отзывам родителей. Подлинно, они настоящие эксперты в области собственных детей. Может быть, они не эксперты в области аутизма, однако им столько приходится узнавать, что в отношении собственного ребенка они эксперты. Однако нужно вечно помнить про ограничение отдельных описаний. Так, родителям говорят: чтобы диета сработала, нужно держаться ее 6 или 9 месяцев, а порой и год. Тогда вы будет эффект. Однако дело в том, что это ребята. И за 9-12 месяцев непременно будет прогресс. Вот если мы смотрим по одному ребенку: что помогло – диета или года? У нас нет второго такого же ребенка, чтоб сделать сравнение.

А какие еще несвязанные с неврологией проявления кушать у аутизма?

Кроме проблем с желудочно-кишечным трактом встречаются проблемы со сном,  атопический дерматит и бронхиальная астма. Не непременно, но часто. И еще головные боли.

Многие родители хотят знать, можно ли самостоятельно стать тьютором своему ребенку? Миновать курс ABA-терапии и не зависеть от занятий, за которые 12 месяцев в году нужно платить денежки?

Сильно зависит от родителя, от самого человека. Это требует перестройки мышления. Что подлинно нужно – это учитель, какой покажет, как родителю заниматься, если нужных услуг в районе дудки. Всегда необходим живой преподаватель, который скажет: «Когда дитя кричит и плачет – мы делаем вот этак. Когда мы хотим, чтоб он с нами играл, мы делаем вот так». На такого рода поддержка и нужно ориентироваться.

Многие родители детей-аутистов предпочитают не оповещать систему о сложностях, с которыми сталкиваются.

Каким вещам должен научить тьютор ребенка-аутиста: что главное, а что второстепенное в терапии?

Это во многом зависит от возраста. Аутизм – это специфическое социально-коммуникативное нарушение. Собственно социальное взаимодействие всегда будет слабой стороной. А другие сферы могут не мучиться совсем. Моторика, визуальное восприятие, память могут быть сравнительно сильными. И оказывается, что некоторым вещам обучать человека с аутизмом одно наслаждение. Некоторых детей с аутизмом – не всех – наслаждение учить чтению. Но проблема в том, что нужно обучать социально-коммуникативному взаимодействию. Это самое сложное и это предпочитают не трогать. Подсказать ребенку, будто правильно играть с другими ребятами сложнее, чем обучать бегать, прыгать и считать. То же самое происходит с подростками. Научить не говорить с чужими людьми, вежливо упрашивать о каких-то вещах.

МедНовости.ру