В настоящее время лаковая мстёрская миниатюра представляет собой вид традиционной русской миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше.
Но этот промысел сложился здесь к началу 1930-х годов. А до этого времени у промысла была длительная история.
Посёлок Мстёра во Владимирской области раньше назывался Богоявленской слободой. Первое упоминание о слободе относится к 1628 г. (писцовые книги Богоявленского погоста). Богоявленская слобода была вотчиной князей Ромодановских, которые были приближены к царской семье. Князь Фёдор Юрьевич Ромодановский поддержал Петра I (тогда юного царя) в борьбе с сестрой Софьей; ему был поручен надзор за заключённой в Новодевичьем монастыре царевной. Ромодановский участвовал во всех затеях Петра. Знаком доверия царя к Ромодановскому было то, что он, отправляясь в Азовский поход, оставил его вместо себя в Москве.
В Богоявленском монастыре занимались иконописью с XIV в., к XVII в. почти всё мужское население слободы освоило этот промысел. Богоявленская слобода в то время славилась и другими художественными промыслами: лубочным, вышивкой, чеканкой. Но основой для развития лаковой миниатюры послужили именно местные иконописные традиции. У нас мстерская лаковая миниатюра недорого.
Второй период
К середине XVIII в. во Мстёре, а также в Палехе и Холуе сосредоточилось основное производство икон, расходившихся по всей России. Мстёрцы овладели виртуозным мастерством подражания различным школам древнерусской живописи.
После Октябрьской революции иконописный промысел потерял востребованность. Начался новый период развития промысла. Иконописцы были вынуждены искать нового применения своего мастерства. В 1923 г. они объединились в «Артель древнерусской живописи» и начали расписывать домашнюю утварь, мебель, игрушки – изделия из дерева. Эти бытовые предметы из дерева расписывались темперными красками и покрывались слоем лака. Чаще всего это были круглые плоские коробочки с орнаментом, лотки с лубочными сценками, сосуды с крышками («кубышки»). Роспись на эти предметы наносилась самой разнообразной тематики: персонажи песен Кольцова, библейские сюжеты, сказочные сюжеты и т.д. Причём удивляло мастерство изображений, помещенных на закругленных стенках сосудов.
Третий период
Примерно в это время художники Палеха позаимствовали технологию изготовления изделий из папье-маше у миниатюристов подмосковного села Федоскино, где лаковой миниатюрой занимались еще с XVIII в. Но федоскинская лаковая миниатюра создаётся масляными красками, а палехская, мстёрская и холуйская – темперой (об этом читайте здесь). Примеру Палеха последовала и Мстёра. К 1930-м годам окончательно оформилась художественная артель «Пролетарское искусство», и Мстёра стала новым самобытным центром народного творчества. Начался третий период мстёрского промысла. Основоположниками этого своеобразного искусства были талантливые мастера Н. П. Клыков, А. Ф. Котягин, Е. Е. Юрин, В. Н. Овчинников, И. Н. Морозов и другие художники.
В 1960-1970-е гг. мстёрское искусство находилось на волне творческого подъема. Традиции древнерусской живописи вновь стали приоритетными в мстёрской росписи. Новое дыхание и новое осмысление получили сюжеты из русского фольклора. Мастера создавали не просто иллюстрации к сказке, песне, былине, но составляли самостоятельные композиции. Началось обращение к героико-революционной тематике.
В этот период началась и «орнаментальная» Мстёра, которой особенно увлекался художник Е. В. Юрин. Композиции с букетами цветов и натюрмортами в обрамлении затейливого орнамента покрыли поверхность его пудрениц, коробочек разной величины и портсигаров.