4 декабря 2015 года, 17:59

Имя им – легион. Их больше, чем людей, которые когда-либо рождались на свет. В организме моих собственных генов — будто минимум в 100 раз меньше, чем их. Если хорошенько поразмыслить, то я – это мои микробы. Примерно этак научный журналист Эд Йон (Ed Yong) с BBC рассказывает про суперорганизм — союз человека и его микробиома, сосуществующих и помогающих товарищ другу.

Мы – это наш микробиом

Самое широкое понимание микробиома — это совокупность бактерий, вирусов, грибов и архебактерий внутри человека и на поверхности его кожи. Нередко это понятие сокращают до бактерий, а для остальных сообществ вводят отдельные названия, так, виром для совокупности вирусов и микобиом для популяций грибов. Микробиом в сбалансированном состоянии называют здоровым.

До недавнего времени совокупность микроорганизмов, живущих в человеческом организме в норме, оставалась малоизученной. Сейчас, благодаря масштабным исследованиям, проводимым в рамках проекта «Микробиом человека» (Human Microbiome Project, HMP), ученые смогли составить хоть какое-то понятие о многообразии микрофлоры тела.

Фото: Sisacorn/Shutterstock.com

Подобная стратегия – союз множества ученых для расшифровки генома и получения огромного массива данных – уже была опробована в рамках гораздо более известного проекта «Геном человека», какой совсем недавно отпраздновал свое двадцатипятилетие.

Основной сложностью было то, что поднять отдельные популяции из микробиома в лаборатории весьма тяжело, не говоря о секвенировании разом множества геномов. Эта проблема была преодолена с развитием метагеномики, которая позволяет разбирать ДНК сразу из образцов без предварительного выращивания. Ученые привлекают для изучения сообществ микроорганизмов и другие методы –  транскриптомику, протеомику и метаболомику. Это позволяет получить данные о развитии популяций, их взаимодействии с человеком и их роли в развитии заболеваний.

Хорошие и плохие

Конечной целью проекта «Микробиом человека» является не лишь расширение академических знаний, однако и их практическое применение. Будто оказалось, взаимодействие микроорганизмов с человеческим телом гораздо теснее, чем предполагалось, а к развитию многих болезней приводит собственно нарушение баланса «хорошими» и «плохими» бактериями.

Читайте еще:

Кишечные бактерии способны продуцировать белки, подавляющие аппетит спустя 20 минут после приема пищи. Все это свидетельствует о том, что во многом регуляцией насыщения управляет наша микрофлора, а не сам человек.

Исследователи анализировали образцы с пяти частей человеческого тела у более чем 200 добровольцев. Полученные к 2012 году за 5 лет работы результаты оказались впечатляющими: удалось заметить более 10000 разных типов микроорганизмов. Кроме того, оказалось, что до 90% клеток в человеческом теле не принадлежат человеку. Его геном тоже составляет лишь небольшую доля всей ДНК. Таким образом, тело можно находить инкубатором для микроорганизмов, или же, кому будто больше нравится, всю совокупность клеток – «суперорганизмом».

Фото: Jarun Ontakrai/Shutterstock.com

Ныне работа продолжается, и исследователи пополняют «микробную карту» человека. Появляются новые методы статистической обработки данных, созданные специально для оценки метагенома. Уже изучены микрофлора кишечника, ротовой и назализованный полостей, конъюнктивы глаза, дыхательных путей, мочеполового трактов, кожи и даже крови, которая ранее рассматривалась будто стерильная среда.

Если вы считаете, что микроорганизмы — это попросту квартиранты в вашем теле, которых надобно изгнать, то это вовсе не этак. Они, напротив, помогают многим системам организма функционировать верно. Сосуществуя бок о бок с человеческими клетками, они принимают участие во многих процессах жизнедеятельности организма, так, в пищеварении. Часть необходимых витаминов (так, В12 и К) человек получает именно от населения микрофлоры кишечника, поскольку они синтезируют эти молекулы в процессе своего метаболизма.

Самый изученный

Микрофлора кишечника – самая изучаемая и изученная доля микробиома. Она является и самой колонизованной частью человеческого тела: концентрация бактерий варьирует от 10-1000 клеток на грамм в верхней части кишечника до 1012  в толстой кишке.

Первое, с чем сталкивается дитя при родах, – вовсе не взор любящей матери, а ее вагинальные бактерии. Они и формируют первоначальный микробиом младенца. У детей, появившихся на свет с помощью кесарева сечения, микробиом сильнее отличается от материнского микробиома, чем у родившихся естественным путем, однако все же и они получают отдельный организмы как с поверхности ее кожи, этак и из ротовой полости. Это показали в своей совместной работе исследователи из Университета Гетеборга (University of Gothenburg) и китайского Института геномики в Шэньчжэне (Beijing Genomics Institute-Shenzhen).

Важным для формирования набора микроорганизмов оказывается и то, находится ли дитя в первый год жизни на грудном или искусственном вскармливании. Ключевой же момент в созревании «взрослой» микрофлоры кишечника – переход на твердую пищу.

Читайте еще:

Бактерии – не единственные обитатели, колонизирующие кишечник вскоре после рождения ребенка. Будто выяснилось в результате исследования ученых из Вашингтонского университета в Сент-Луисе (Washington University School of Medicine in St. Louis), в кишечнике здоровых детей также обитают вирусы. Все они создают важную для поддержания здоровья микрофлору.

Во взрослом состоянии крепкий микробиом кишечника защищает хозяина от патогенных инфекций. Бактерии, составляющие микробиом, могут конкурировать с болезнетворными микроорганизмами, ведь и тем, и другим нужны схожие питательные вещества и обстоятельства окружающей среды (например, рН).

Кишечные бактерии также могут ингибировать рост патогенных бактерий, косвенно усиливая защитные реакции в организме хозяина, что приводит к синтезу антимикробных пептидов и иммуноглобулина А.

Разнообразность и индивидуальность

Уже известно, что комплект микроорганизмов в одной и той же части тела разных людей существенно различается. Однако, несмотря на это, в целом микробиомы различных людей выполняют одни и те же функции.

Гарвардская школа общественного здоровья. Фото: hsph.harvard.edu

Сейчас ученые из Гарвардской школы общественного здоровья (Harvard T.H. Chan School of Public Health) под руководством Эрика Францосы (Eric Franzosa) пришли и к более интересному выводу: микробиом каждого человека так уникален, что его можно было бы использовать вместо отпечатков пальцев для идентификации! Впрочем,это порождает и новые вопросы: безопасно ли с точки зрения приватности делиться с учеными своим микробиомом?

Наконец, по мнению исследователей, за манипуляциями с микробиомом конкретного пациента кроется светлое терапевтическое будущее. С ним связывают не лишь воспалительные заболевания, но и психические. Об этом «МедНовости» расскажут в следующей статье.

МедНовости.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.