3 июня 2015 года, 18:52

Число россиян, укушенных клещами в этом сезоне, приближается к 180 тысячам. 66 человек заразились клещевым энцефалитом, 30 — крымской геморрагической лихорадкой, 351 — боррелиозом. «МедНовости» собрали факты о борьбе с клещами в России и за рубежом.

Читайте еще:

«Клещевой сезон» в России: где можно повстречать клещей, чем они опасны, будто избежать укуса и что мастерить, если это все-таки произошло.

Невосприимчивость к энцефалиту

Подавляющее число территорий восточнее Урала являются эндемичными по клещевому энцефалиту. Однако у сибиряков кушать иммунитет к энцефалиту. Как отмечают эксперты, у коренного населения, которое длительное пора проживает в очагах клещевого энцефалита, в крови обнаруживаются антитела к нему. По одной из версий, легкими формами энцефалита больны многие домашние животные, и местные жители, получая в небольших дозах антитела из молока коров и коз, почитай никогда не болеют энцефалитом или переносит его в легкой форме. В 1970-80-е годы донорскую кровь коренного населения даже использовали в изготовлении иммуноглобулина.

Страховка от клеща

За Уралом самой популярной разновидностью программ добровольного медицинского страхования является страхование от укуса клеща. Она заключается в том, что если вас укусит клещ, страховая бражка оплатит сыворотку (иммуноглобулин человека против клещевого энцефалита), которую следует завести в течение 72 часов.

В зависимости от возраста пострадавшего и дополнительных условий (диагностических и лечебных процедур, а также анализа самого насекомого) стоимость страховки колеблется от 200 до 500 рублей. Стоимость сыворотки для незастрахованных составляет, в зависимости от веса человека, от 4,5 до 8 тыс. рублей. Территориальные программы госгарантий такую услугу не содержат. Государственное здравоохранение подключается лишь тогда, когда появляются  симптомы заболевания энцефалитом и, соответственно, основания врачевать его за средства ОМС.

Анализы без гарантии

После удаления клеща следует пристроить его в небольшой стеклянный флакон с плотной крышкой (из незакрытой банки клещ может выкарабкаться) и положить туда ватку, слегка смоченную водой. Хранить флакон надобно в холодильнике. Для микроскопической диагностики клеща нужно привезти в лабораторию живым. Для ПЦР-диагностики пригодны даже отдельные фрагменты клеща, однако этот метод не имеет широкого распространения даже в крупных городах.

Исследования клеща на энцефалит не дает стопроцентного результата. Были случаи, когда при отрицательных данных человек заболевал энцефалитом. Кроме того, разбор делается долго, и этого времени вполне довольно, чтобы заболеть. Лечение надлежит быть начато в течение 3 суток с момента укуса.

Прививки «от клеща» не существует

Вакцинация может предохранить лишь от клещевого энцефалита, однако не от укусов клещей и не от остальных переносимых ими болезней.

Прививка от клещевого энцефалита проводится с помощью инактивированных вакцин, которые вводятся будто минимум двумя дозами с интервалом не меньше месяца. Третья прививка делается для ревакцинации. Даже «экстренная» схема вакцинации требует не меньше 1,5 месяцев. До другой прививки человек все еще считается непривитым, и в случае укуса ему потребуется вступление иммуноглобулина, так как собственного иммунитета от энцефалита еще не будет.

Вакцины не дают стопроцентной защиты — будто от энцефалита, так и от любых других заболеваний, однако предохраняют от тяжелых форм его протекания. Кроме того, вакцина не защищает от болезни Лайма (клещевого боррелиоза), клещевого сыпного тифа и других инфекций, которые переносят клещи. Потому если вас укусил клещ, самостоятельно от того, есть ли прививка, введен ли иммуноглобулин, проводится антибактериальная профилактика болезни Лайма (обыкновенно доксициклином).

Болезнь Лайма – реальная проблема для центральной полосы, где обыкновенно нет энцефалита, в частности, для московского региона. При этом применяемые схемы лечения носят рекомендательный нрав, их эффективность основывается лишь на клиническом опыте.

Вакцину от болезни Лайма перестали спускать из-за антипрививочников

Вакцина против болезни Лайма, разработанная компанией GlaxoSmithKline, была единственным препаратом от этого заболевания. Эффективность вакцины была подтверждена в ходе клинических испытаний при участии более 10 тысяч добровольцев. Препарат LYMErix снижал риск заражения болезнью на 80% у взрослых, а в случае вакцинации детей его эффективность при испытаниях достигала 100%. По данным производителя, вакцина не вызывала никаких серьезных побочных эффектов.

Несмотря на это, в 2002 году вакцина была отозвана с американского фармрынка. Одной из причин стали регулярные выступления антипрививочников, которые заявили, что препарат способствует развитию «аутоиммунного артрита». Основанием для обвинений стала гипотеза о том, что неглубокий вирусный белок, который входит в состав вакцины, похож на одинешенек из человеческих белков, однако воспринимается иммунной системой будто чужеродный агент, вызывая развитие аутоиммунной реакции.

Сообщения о серьезном побочном эффекте LYMErix стали регулярно являться в СМИ, что стало причиной проведения дополнительных исследований безопасности препарата. Ученым не удалось подтвердить присутствие связи между вакцинацией от болезни Лайма и развитием ревматоидного артрита, однако активные обсуждения и поданные иски негативно сказались на продажах вакцины. GlaxoSmithKline решила застопорить производство LYMErix. 

Сейчас появились сообщения о разработке новой вакцины, покамест апробированной на мышах, однако предназначенной для людей и нацеленной разом на несколько видов бактерий Borrelia, вызывающих заболевание Лайма.

Вакцинация мышей

Ученые из Университета Теннесси решили, что отрекаться от вакцины LYMErix не следует, однако, поскольку вакцинация людей вызвала интенсивные споры, применять ее предложили к мышам. Мыши — одинешенек из источников инфицирования клещей, потому, давая вакцину им, можно затормозить или застопорить распространение бактерий Borrelia до того, будто они доберутся до людей.

Для исследования эффективности такого метода мышам в течение нескольких лет подкладывали пищевые приманки с вакциной на четырех опытных участках в штате Нью-Йорк. Три контрольных участка также отслеживались все эти годы. Чрез два года количество инфицированных клещей на экспериментальных участках снизилось на 23%, чрез 5 лет — на 76%. Изменений на контрольных участках не было.

МедНовости.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.