Российская система лекарственного обеспечения нуждается в реформировании – несовершенство действующей модели признает уже и сам Минздрав. Какими должны быть эти реформы, отчего регионы не стремятся коротать у себя «пилотные» проекты по лекарственному возмещению, и зачем нужен «бюджетный разворот», обсуждали участники прошедшего в Москве III Всероссийского конгресса «Право на лекарство».

Кошельки пустеют, цены растут

В России ныне большинство амбулаторных пациентов должны покупать лекарства за собственный счет, но чаще итого не покупают и не лечатся. В итоге, будто сообщил организатор форума, президент Лиги пациентов Александр Саверский со ссылкой на данные Счетной палаты РФ, ныне в России потребление лекарств на душу населения в 5 один меньше, чем в США. При этом, 74% всех расходов несет народонаселение. «И надо понимать, что это те, кто смог приобрести лекарство. Тот, кто не купил  – в статистику не попадает», — уточнил он. По данным заместителя генедиректора компании STADA CIS Ивана Глушкова, число неспособных приобрести себе необходимые лекарства россиян будет лишь расти: индекс потребления в стране упал на 10%, впервой за последние 45 лет.

Кроме того, по словам директора Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисы Попович, отечественные препараты, на которые этак рассчитывали, говоря об импортозамещении, во всех ценовых сегментах дорожают быстрее, чем импортные. Между тем, эффективность  лекарственного обеспечения граждан  весьма высока, считает эксперт: любой вложенный в это рубль дает экономическую выгоду в 7 рублей. «Это серьезнейший ресурс для экономики и самой системы здравоохранения», — заявила Попович.

Фото: Александр Саверский/YouTube.com

Однако по-настоящему этот ресурс этак и не заработал. Главными проблемами лекарственного обеспечения, которыене позволяют эффективно расходовать и без того скромный бюджет здравоохранения, Саверский назвал недоступность лекарств из-за их высокой цены, вымывание дешевого ассортимента, большое число препаратов с недоказанной эффективностью на российском лекарственном рынке, а также монетизация льгот и привязка льготного лекарственного обеспечения к статусу инвалида. По его данным, до 60% инвалидов получают этот статус ради бесплатных лекарств, при этом, 76% льготников отказываются от соцпакета в пользу денег.

Минздрав против «шведского стола»

Несовершенство действующей модели признает уже и сам Минздрав. Еще три года назад ведомство утвердило «Стратегию лекарственного обеспечения населения России до 2025 года» – глобальный документ, определяющий политику государства в отношении производства, контроля, продажи и применения лекарств.  В числе прочего, были предложены и альтернативы госзакупкам: лекарственное страхование, соплатежи и частичная компенсация затрат за купленные по рецепту врача лекарства.

Министерство здравоохранения работает над моделями лекарственного возмещения, сообщила на Конгрессе директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий ведомства Елена Максимкина. «Просто Минздрав старается не подавать популистских обещаний, а сначала все просчитать и взвесить все возможности», — объяснила она. Чиновница подчеркнула,  что министерство не поддерживает «философию шведского стола», когда пациенту бесконтрольно выписывают все, что он «сам себе прописал» — пилотные проектыпросчитываются лишь по возмещению стоимости лекарств из перечня ЖНВЛП.

Читайте еще:

Продолжается общественное обсуждение проекта долгосрочной Стратегии развития здравоохранения, представленной Минздравом в декабре 2014 года. Одна из основных задач документа – повышение доступности лекарств.

Кроме того, на полное возмещение затрат смогут рассчитывать лишь льготники (те, кто получает бесплатные лекарства и сейчас). «Соплатеж надобно будет дифференцировать в зависимости от степени нуждаемости, однако он должен быть, чтоб пациент задумывался о том, что мы боремся за каждую копейку, – объяснила Максимкина. – Ведь всем известно, сколько выбрасывается препаратов, полученных бесплатно».

Рассматривается и более жесткая пилотная модель, при которой оплачивается лишь покупка пациентами отечественных препаратов. И если пациент с этим не согласен, то приобретает импортный препарат за собственный счет. Еще одна модель, которую планируется опробовать в нескольких регионах, касается риск-шеринга, при котором страна будет оплачивать фармкомпаниям дорогие инновационные препараты лишь в том случае, если они дадут итог.

Фото: Александр Саверский/YouTube.com

Бюджетный разворот

Между тем, будто призналась Максимкина, Минздрав не может никого принудить проводить подготовленные ведомством пилоты потому, что они должны быть подкреплены финансово. Однако, по ее словам, кушать резерв, полученный в результате сокращения стационарной помощи, и сейчас надо как-то переместить его на счет амбулаторной. «Это уже делается фондами ОМС – у  них кушать амбулаторные тарифы и мы хотим с этим поработать», – рассказала Максимкина.

«Это попросту прекрасная новость, — отреагировал Саверский.–Надо научиться это находить,и разворачивать деньги ФФОМС, ФСС и ПФР навстречу средствам регионов». Он напомнил, что Лига пациентов выступила с инициативой бюджетного разворотав здравоохранении. Суть предложениязаключается в том, чтоб регионы при финансировании амбулаторных лекарств могли  использовать полученный экономический эффект и перенаправлять сэкономленные средства на увеличение закупок лекарств. В итоге это позволит гарантировать бесплатными лекарствами всех находящихся на амбулаторном лечении пациентов, уверен эксперт.

О необходимости завести в тарифы ОМС на амбулаторную поддержка стоимость лекарственных препаратов в Лиге пациентов говорят уже не первоначальный год. Не считая, собственно, улучшения здоровья людей и сохранения их жизни, это даст ровный экономический эффект – за счет сокращения расходов на скоропомощное и стационарное лечение, «больничные листы» и инвалидность. «Это надобно было сделать 50 лет назад, а не строить стационары, — считает Саверский. – Сейчас у нас какая-то вывернутая система. И задача «пилотов» – научиться находить экономический эффект и перенаправлять средства опять на лекарственное обеспечение».

ФФОМС неверующий

Ранее, по собственной инициативе, новую систему обеспечения лекарствами опробовала Кировская район, где в нескольких муниципалитетах с 2013 года запустили программу сооплаты лекарств для пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Организационную схему использовали ту же, что при обеспечении льготников: лекарства выписывали врачи, а пациенты получали их по рецептам в аптеке, доплачивая 10% стоимости. Остальные 90% расходов взял на себя областной бюджет. Результаты первых двух лет работы проекта превзошли все ожидания: в муниципалитетах, участвующих в проекте, на 25% снизилась надобность в вызовах скорой помощи и в стационарном лечении по данному профилю, первичный выход на инвалидность сократился на 22%, смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 10%.

При этом полученный экономический эффект – 90,5 млн рублей в три раза превысил затраты областного бюджета на реализацию проекта – 31,4 млн рублей. «Теперь, чтоб распространить эксперимент на всю район требуется около 200 млн рублей, — рассказал Саверский. – Однако использовать на это сэкономленные 90,5  млн рублей регион не может – они лежат в другом кармане. Потому другие регионы и не хотят входить в «пилоты» на таких кабальных условиях». Он попросил ФФОМС, проанализировать этот эффект и раскатать деньги назад в Кировскую район.

Фото: Александр Саверский/YouTube.com

В самом Фонде, впрочем, заявляют, что найти сейчас денежки на какую-либо программу не смогут. А, кроме того, не весьма верят в кировский успех, считая его чересчур преувеличенным.  «Представители Кировской области лукавят, дудки у них никаких сэкономленных средств, – заявила глава Управление модернизации системы ОМС Ольга Царева. – Эффект будет, однако не сегодня и не завтра. Кировская район не предоставила информации о том, будто они считали. Мало того, в этом эксперименте  участвовала даже не вся район. И экстраполировать их результаты на всю страну невозможно».

Стоимость рекламы

Между тем, у  системы здравоохранения кушать еще собственные резервы, отмечали участники Конгресса. Этак, по словам ведущего научного сотрудника ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья им Н.А. Семашко» Елены Тельновой,  сократив среднее пора пребывания в стационаре  с 12,5 дней до «европейских» восьми, можно освободить 310 млрд рублей для покрытие дефицита финансирования лекарств. Тельнова назвала предварительную стоимость программы лекарственного возмещения. Отталкиваясь от общего объема фармрынка – возле 770 млрд рублей, отняв от него госпитальный и льготный сегменты и предположив, что народонаселение будет оплачивать 30% стоимости, а федеральный и региональный бюджеты – по 35%, в НИИ посчитали, что для запуска модели необходимо порядка 320 млрд рублей. Впрочем, будто призналась Тельнова, просто этак «перекинуть» эти деньги не получится, надобно менять законодательство.

Однако можно изыскать эти средства, и не урезая стационарную поддержка. Как рассказал Глушков, в Германии, где действует система соплатежей, многие лекарства дешевле, чем в России. Более низкие цены – итог централизованных закупок по большим контрактам. Обнаруживаются резервы и в совершенно уж неожиданных местах. Этак, по словам Глушкова, в России львиная часть телеэфира спонсируется производителями лекарств, для которых это основной линия попадания на рынок. В Германии в этом дудки необходимости – нужно просто выиграть конкурс и получить заказ. В Германии STADA сократила всех своих медпредставителей, а в России навыворот наращивает их число, рассказал Глушков. Потому в структуре цены препарата на немецком заводе STADA нет затрат на рекламу, а на российском заводе бражка закладывает на эти цели 25%.  

МедНовости.ру