21 сентября 2015 года, 12:14
Экономисты Владимир Назаров и Николай Авксентьев продолжили экспертную дискуссию в газете «Ведомости», посвященную направлениям развития отечественного здравоохранения. Назаров и Авксентьев анализируют перспективы страховой и бюджетной систем, для основы определяя, как различать эти модели.
«С нашей точки зрения, страховая модель прежде итого характеризуется делегированием независимым субъектам – коммерческим или некоммерческим страховым медицинским организациям (СМО) – некоторых существенных рычагов оперативного управления системой здравоохранения. При этом функции стратегического управления системой здравоохранения по-прежнему остаются за государством», – пишут экономисты. «Все, что частный сектор может установить самостоятельно без ущерба для качества и доступности медицинской помощи, надлежит определяться частным сектором с использованием рыночных отношений; все прочие элементы медицинского страхования должны определяться государством».
Для того, чтоб определить тип системы, эксперты предлагают ориентироваться на риски и полномочия: в страховой системе финансовые риски ОМС передаются страховщикам вослед за полномочиями. «Поэтому в случае, когда все финансовые риски системы здравоохранения ложатся на рамена государства, такая система здравоохранения является бюджетной», – констатируют авторы.
В России реальные полномочия по управлению системой здравоохранения – и совместно с ними риски – СМО не передавались. То кушать действующая российская модель здравоохранения не может быть признана страховой.
В развитых странах выбранная модель (она не всюду страховая – например, де-факто бюджетная медицина во Франции) минимально или вообще никак не влияет на эффективность расходов на здравоохранение. Потому сама по себе модель может быть любой. «Однако в России эффективность государственного управления находится на крайне низком уровне. Потому мы считаем, что единственным выходом для российского здравоохранения является постепенный уход государства от текущего управления здравоохранением с передачей соответствующих полномочий негосударственным страховым компаниям», – заключают Назаров и Авксентьев.
Отвечая на возражения о невозможности внедрения страховой модели в России в силу уникальности географического положения и низкой плотности населения, авторы предлагают внедрить страховую систему лишь на густонаселенных территориях и сохранить бюджетное здравоохранение в остальных частях страны.
«Энергия, технологии и инвестиции частного бизнеса – это новое сердце для российского здравоохранения взамен изношенной бюджетной модели», – завершают свою статью эксперты.
Ключ:
В последнее время «Ведомости» стали одной из площадок для обсуждения приоритетов будущего развития системы отечественного здравоохранения. Мнения экспертов оказались неоднозначными, проблема выбора между страховой и бюджетной моделями для экспертного сообщества по-прежнему остается открытым. С учетом высказанных мнений мы хотим еще один проанализировать перспективы данных систем в России. Однако прежде итого необходимо расставить все точки над i и установить, что же является страховой, а что – бюджетной моделью здравоохранения.
Добавить комментарий