Отчего в России растет смертность населения, что представляет из себя национальный план по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, и что показал мониторинг его реализации в регионах – «МедНовостям» рассказал д.м.н, профессор, глава лаборатории Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава России Мехман Мамедов.

«Если сейчас не застопорить рост смертности, то длительность жизни начнет уменьшаться»

– В последнее пора официальные власти признали факт увеличении смертности в нашей стране. По итогам первого квартала 2015 года, она составила 3,7%.

– Подлинно, официальные лица признают, что ситуация в здравоохранении остается сложной и в ближайшее пора смертность может увеличиться. В разные годы средняя длительность жизни населения России менялась, однако в целом можно говорить о ее волнообразном медленном увеличении. В 70-80-х годах XX века длительность жизни составляла 68-69 лет. Начиная с 1990 года, шло снижение этого показателя до 65 лет. Вернуться к доперестроечному уровню удалось в 2011 году, когда длительность жизни составила 69,4 лет. Для сравнения, в развитых и в некоторых развивающихся странах наблюдается тенденция к стремительному увеличению средней продолжительности жизни  (Япония – 83,1 года, США – 78,7 лет, Китай – 75,2 лет).

В октябре 2014 года маковка Минздрава Вероника Скворцова заявила, что длительность жизни в России составила 71,6 года, что на 0,8 лет больше, чем в 2013 году. Однако, в 2015 году ситуация изменилась, и если сейчас не застопорить рост смертности, то средняя длительность жизни будет только уменьшаться.       Называют различные причины роста смертности, включая социально-экономические факторы. Это неэффективная  труд территориальных органов здравоохранения, не оптимизированная система социальных пособий, недостаточное лекарственное обеспечение и медицинская поддержка.

– Известно, что сердечно-сосудистые заболевания являются главной причиной смертности. Какова ситуация конкретно в России?

– Ежегодно от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и, в первую очередность, от осложнений ишемической болезни сердца (ИБС) в мире умирают возле 17,5 млн человек. И наша край по уровню смертности от ИБС занимает одно из лидирующих мест. В общей структуре смертности возле 56% приходится на осложнения заболеваний сердечно-сосудистой системы. В 2014 году, по данным Росстата, от осложнений ССЗ в России умерло 64548 человек. Это в 2-3 раза больше, чем в результате дорожно-транспортных происшествий и от инфекционных заболеваний.  

Планы по сокращению смертности от ССЗ

– 2015 год объявлен в России годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Кушать ли национальный план по снижению заболеваемости?

– В начале 2015 года Минздрав совместно с группой научных экспертов разработал план мероприятий по сокращению смертности от ИБС, состоящий из 4 блоков. Это: оценка мероприятий, направленных на совершенствование первичной профилактики ИБС, комплекса мер, направленных на вторичную профилактику осложнений ИБС, в том числе острого коронарного синдрома, а также комплекса мер, направленных на повышение эффективности оказания медицинской помощи больным с ИБС и мониторинг некоторых демографически-статистических показателей. Выполнение этих планов даже в условиях умеренного финансирования может существенно снизить заболеваемость и смертность от ИБС. Однако для этого потребуется длительная труд и эффективный контроль системы здравоохранения. И, разумеется же, серьезная  пропаганда здорового образа жизни и мотивация населения.

В целом, за минувшие 15 лет в стране улучшилась диагностика ССЗ. Была введена  система оказания высокотехнологичной медицинской поддержка. За последние 8 лет в России создано 112 региональных сосудистых центров, 348 первичных сосудистых отделений в 80 субъектах РФ. Во всех 85 субъектах закончено формирование трехуровневой системы оказания помощи сосудистым больным, из расчета одинешенек центр на 500 тыс. населения. В крупных городах, включая Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, Кемерово, Пермь, Новосибирск, Тюмень организована круглосуточная и доступная поддержка. Это, безусловно, снижает смертность от инфаркта миокарда и мозговых инсультов.

И их реализация     

– Это в крупных городах. А какова ситуация в целом по России?

– Реализацию плана борьбы с ССЗ в регионах затрудняют ограничение тромболизиса и экстренной интервенционной помощи, нарушение этапов лечения, реабилитации и профилактики ИБС. А также отсутствие комплексного подхода на межведомственном уровне, административные и материальные ограничения, включая лекарственное обеспечение. Это продемонстрировал мониторинг ситуации в отдельных регионах России. Даже на Северном Кавказе, где демографические показатели отличаются от среднестатистических, а смертность в трудоспособном возрасте вдвое меньше, чем в среднем по стране, старение населения, урбанизация и линия серьезных социально-экономических проблем в перспективе могут отпечатлеться на частоте заболеваемости и развития осложнений от ССЗ, что приведет к демографической катастрофе в регионе.

По данным министерств здравоохранения Северокавказских республик, ВМП больным оказывается в 70% случаев, и пациенты имеют возможность выбора центральных федеральных институтов Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Кроме того, во всех республиках функционируют сосудистые центры. Однако в сосудистых центрах на местном уровне в плановом порядке чрезкожные вмешательства проводятся лишь до 20% от необходимого. Примечательно, что в Ингушетии бригада специалистов оказывает круглосуточную поддержка по проведению коронорографии и ангиопластики. Осложнения этих процедур составляют не более 1%, что соответствует международным показателям. При остром коронарном синдроме «скорая помощь» приезжает к пациенту за 20 минут в 80% случаев. Часть больных с острым коронарным синдромом, госпитализированных в стационар в сроки менее 1 часа от основы заболевания, достигает 30%. Разумеется, для снижения вероятности развития осложнений в первые часы, этот показатель необходимо увеличивать.

Главной проблемой оказания экстренной помощи остается проведение тромболизиса. В догоспитальном этапе службы скорой помощи проводят его в возле 5% случаев. Это обусловлено недостаточным опытом бригад скорой помощи в проведении процедуры и стоимостью современных тромболитических препаратов. В стационарных условиях эта процедура проводится не более чем в 15% случаев. Еще одна серьезная проблема – отсутствие имеющих важное прогностическое смысл второго и третьего этапов реабилитации, а также лекарственное обеспечение пациентов после сердечно-сосудистых инцидентов.

Первичная профилактика осуществляется не на высоком уровне. Проверка первичной медицинской документации показала, что подобный показатель как целевой степень артериального давления (<140/90 мм рт ст) достигается и поддерживается не более, чем в 35% случаев. А ведь собственно этот фактор вносит большенный вклад в развитие мозгового инсульта и инфаркта миокарда. Такая же полотно по достижению целевого уровня общего холестерина. А федеральная программа диспансеризации взрослого населения была выполнена в среднем на 65%.

– Не преувеличено ли смысл диспансеризации?

– Именно диспансеризация позволяет выявить скрытые или не диагностированные случаи ССЗ. Этак, в результате диспансеризации степень выявления ССЗ оказалась в 3,5 раза выше по сравнению с самостоятельной обращаемостью граждан в поликлинику.

Кроме того, ведущие эксперты сходятся во мнении, что использование лишь медицинских способов сохранения здоровья населения недостаточно. Это приводит к значительному увеличению расходов на здравоохранение, однако лишь к умеренному снижению уровня смертности. Этак, в США, где на нужды медицины расходуется 18% ВВП, по мнению наших американских коллег, при сохранении таких темпов развития уже в ближайшем будущем необходимо будет расходовать на кардиохирургию более 40% ВВП. А этого не выдержит экономика ни одной страны. 

Потому будущее кардиологии – это профилактика ССЗ и их осложнений. В России в последние два года восстанавливается система диспансеризации, функционируют многочисленные центры здоровья для выявления факторов риска. В международной практике кушать примеры хороших результатов долгосрочных программ, реализованных на государственном уровне. Успешный эксперимент продемонстрировали в Финляндии в направленном на предупреждение ССЗ проекте «Северная Карелия». Край, которая в 70-х годах имела будет высокую смертность от ССЗ, добилась снижения сердечно-сосудистых и других социально значимых осложнений до 60%.

МедНовости.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.