Общероссийский общенародный фронт (ОНФ) предлагает биться с дефицитом медицинских кадров административными методами. В частности, «временно, на этап реформирования здравоохранения», вернуться к системе обязательного распределения молодых специалистов после окончания медицинских учебных заведений. Это предложение было подготовлено членами столичного штаба организации среди прочих идей по улучшению системы здравоохранения в России. Они будут обсуждаться на форуме ОНФ по вопросам здравоохранения, какой запланирован на начало сентября.
Идея распределения выпускников-бюджетников обсуждалась и на состоявшемся в мае съезде Национальной медицинской палаты. По словам президента НМП, главы Научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля, идею поддержали 90% участников съезда. Сам он в свое пора начинал работать по распределению, и уверен, что это дало ему возможность многому научиться.
Позиция Минздрава
Медицинские вузы системы Минздрава ежегодно заканчивают более 25 тыс. человек. Возле 21 тыс. из них обучаются за счет средств федерального бюджета. Действующее законодательство об образовании не предусматривает распределения выпускников. Нужды регионов должен покрывать целевой зачисление – обучение за счет заинтересованного в будущем выпускнике местного органа здравоохранения, какой заключает с ним индивидуальное договоренность под конкретное рабочее пункт. Такая практика существует давным-давно. А детально целевая подготовка была прописана во вступившем в силу с 1 сентября 2013 года федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с заявками регионов, Минздрав ежегодно устанавливает квоту на целевой зачисление всем 46 подведомственным вузам. Эта квота традиционно довольно высокая – в среднем для целевого набора выделяется более 50% бюджетных мест для подготовки специалистов по необходимым регионам специальностям.
Тем не менее, Минздрав также ратует за возврат советской системы государственного распределения выпускников.Иначе несколько регионов останутся вообще без врачей, заявила, выступая в Общественной палате в конце прошлого года, директор департамента кадровой политики в здравоохранении Минздрава Татьяна Семенова. Отсутствие послевузовского распределения она назвала одной из главных проблем ведомства. Большинство специалистов пытаются остаться в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, при этом во многие дальние регионы не хотят ехать даже украинские врачи-беженцы. «Патологоанатомы, наркологи, реаниматологи, гинекологи, многие другие специальности, которых не хватает… Я знаю регион, где попросту не делают операций, потому что у них уже дудки анестезиологов», – рассказала Семенова.
«Сейчас выпускники нужны лишь, как рабочая сила, и они это прекрасно понимают»
По мнению доцента кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, заместителя главного редактора журнала «Медицинская сестра» Ирины Островской, распределение могло бы стать одним из путей решения проблемы кадрового дефицита. Однако «это палка о двух концах». «Надо быть готовым к тому, что это вызовет возмущение, потому государство должно заранее предпринять такие действия, чтоб распределение было не столь травматично, – считает эксперт. – Во-первых, новоиспеченный порядок нельзя распространять на уже обучающихсястудентов, о том, что после получения диплома придется ехать по распределению, они должны знать изначально. Во-вторых, труд по распределению должны быть привлекательна для людей. Мы в свое пора получали подъемные, многим давали квартиры. Мне с красным дипломом при распределении досталось лишь 0,75 ставки, и я очень старалась придерживаться за это место».
С иной стороны, отмечает Островская, в крупных городах, где дудки кадрового дефицита, для кого-то распределение может стать благом.«В той же самой Москве, где с рабочими местами весьма плохо, некоторые выпускники, может, были бы счастливы получить распределение, – считает она. – Вот у нас в следующем году выпускаются бакалавры, этак им вообще некуда шагать работать. И в этом году три девочки уже попросту перешли в медучилище. Потому, что после СПО (среднее профессиональное образование) они еще могут найти работу. А после бакалавриата дудки, потому, что в документах дудки соответствия их образования определенным должностям, которые они могут занимать».
Советская система распределения, разумеется, тоже была способом «затыкания дыр», однако в то же время не оставляла молодого специалиста одного со своими проблемами, говорит преподаватель одного из региональных медвузов. «В Союзе за выпускников в течение первых трех лет отвечал вуз, – напомнила она. – Для них устраивались выездные семинары, лекции, власти интересовались их бытом, условиями труда, а сейчас выпускники нужны лишь, как рабочая сила, и они это прекрасно понимают. Стимулов трудиться в первичном звене у молодого врача вообще дудки никаких. В поликлиниках рутина, бумаготворчество, все это отбивает руки. Когда-то, когда я начинала после института трудиться на участке, я выписала одинешенек дорогостоящий препарат в большом количестве. Конечно, главный меня тогда отругал, однако на этом инцидент был исчерпан. А сейчас я знаю ситуацию, когда врача – вчерашнего выпускника с мизерной зарплатой заставили выплатить стоимость препарата. А чего стоят штрафные санкции от страховщиков – наши выпускники говорят, что лишь из-за одного этого уже не стоит шагать работать в поликлинику».
«Для тех, кто поступал по конкурсу, это было бы несправедливо»
Сами студенты-медики никуда «распределяться» не хотят.«Надеюсь, что если обязательное распределение и введут, то на нас оно распространяться не будет, лишь на вновь поступающих, – говорит студентка одного из московских медвузов Анастасия. – Для тех, кто поступал по конкурсу, это было бы несправедливо. Многие мои однокурсники учатся за счет своего региона, у них было целевое курс из местных ЦРБ и департаментов здравоохранения, и, разумеется, они обязаны отработать 2-3 года там, где их ждут. Однако это их выбор. А из тех, кто учится на общих основаниях, никто не согласится после столицы ехать трудиться сельскими врачами.Каждый из нас хочет сам выбирать себе клиническую базу, где у него будет «наставник» –опытный профессор».
«Это нарушение прав человека, нарушение Конституции и морально-этических норм, присущих человеческому социуму, – считает иной студент-медик Станислав. – Однако осуществить эту идею в нашем государстве, в общем-то, вполне реально. Всем плевать на студентов, а проблему нехватки 120 тыс. терапевтов в селах и поликлиниках надобно как-то решать. И отчего бы и не таким способом? Будто студенты относятся к этой идее? Половина попросту свалит из медицины, половина, за отсутствием другого варианта, пойдет с отвращением отрабатывать, эмоционально выгорая и превращаясь за эти 3 года в машинки по выписыванию рецептов. Малая доля просто договорится, даст денег и пойдет разом в ординатуру».
Уполномоченный по правам студентов в РФ Артем Хромов считает, что возврат к системе распределения в нынешних правовых реалиях невозможен.Закон об образовании предъявляет единые требования для всех студентов-бюджетников, вне зависимости от выбранной специальности. «Потребуется вносить изменения в законодательство, касающееся собственно процедуры распределения выпускников медвузов, – считает омбудсмен. – Будто вариант, могут потребовать от абитуриентов подписывать обязательство отработать после окончания учебы по распределению. Однако это неизбежно вызовет массу вопросов, решать которые придется в судебных инстанциях. Конечно и я не очень хотел бы лечиться у врача, которого обязали трудиться на этом месте».
Разрешить кадровую проблему в сельской местности может лишь сильная мотивация выпускников, считает Хромов. «Если будут хорошие подъемные и жилье, многие поедут в дальние регионы добровольно, – говорит он. – Однако я не уверен, что страна найдет ресурсы на то, чтоб достойно обустроить молодых специалистов, конечно еще и с семьями». По мнению Хромова, правильней итого в нынешней ситуации было бы сосредоточиться на избегающих отработки «целевиках»: сейчас для них кушать масса уловок, позволяющих «откосить», а санкции не довольно серьезны.
«Мягкая привязка»
Вернуть советскую систему де-юре нереально, считает и директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. Для этого придется коротать реформу вузовского образования по всем специальностям. Потому сейчас в Минздраве ищут варианты «мягкой привязки» студентов к будущему месту работы. «Обсуждаются разные предложения, будто заставить молодого специалиста после окончания базовой программы трудиться там, где потребуется, – рассказал эксперт. – С этим можно увязать повышение квалификации и стажировки, включение в процесс обучения получение практического опыта. То кушать, определенные обязательства могут быть заложены уже в сам этот процесс: к примеру, чтоб уйти в какую-то специализацию после получения базового образования, бакалавры должны будут получить клинический эксперимент там, куда их направят. Такая вот стажировка на селе между бакалавриатом и магистратурой. Однако пока окончательное решение не принято».
Добавить комментарий