25 апреля 2016 года, 11:25

На минувшей неделе в Госдуме предложили основывать семейные банки донорской крови, президент поручил правительству «принять решения» по поддержке производителей дешевых лекарств из перечня ЖНВЛП – выделить им бюджетные субсидии или выпустить цены, а Минфин в очередной один предложил пациентам поучаствовать в оплате лечения. «МедНовости» представляют обозрение последних событий в области здравоохранения.

«Семейная» кровь

В Госдуму поступил законопроект о семейных банках крови. Автор документа, депутат фракции ЛДПР Максим Шингаркин организовать особый режим сдачи и использования крови для членов одной семьи. Хранить «семейную» крови и ее компоненты предполагается даром, и там же, где и всю остальную донорскую кровь. Однако воспользоваться семейным банком сможет лишь строго определенный круг лиц. Таким образом, считает депутат, граждане смогут дополнительно обезопасить своих родных, особливо в тех случаях, когда в семье имеются люд с редкой группой крови.

Депутат фракции ЛДПР Максим Шингаркин. Фото: Shingarkin.ru

По истечении определенного времени, если кровь не была востребована, ее предлагается передавать для использования станциям переливания крови, что позволит «увеличить получаемые объемы донорской крови и (или) ее компонентов и выключить возможность их дефицита». Особливо актуальны потенциальные семейные банки крови будут в праздничные дни и этап отпусков, когда чаще обычного наблюдается дефицит крови при растущем числе необходимых трансфузий, говорится в пояснительной записке.

Депутат Государственной Думы, член фракции ЛДПР Максим Шингаркин внес на рассмотрение законопроект о семейных банках крови.

По мнению экспертов, идея создания семейных банков малореализуема. «Во-первых, препараты крови имеют конечную дату годности, следственно, родственникам будет необходимо всегда пополнять банк крови, а риск использования компонентов крови может быть минимальным, — считает президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексей Старченко. – Во-вторых, велика вероятность того. что будет нарушаться принцип семейственности. Так, если в родильном доме будет умирать роженица от геморрагического шока, а крови ее группы в обычном банке не окажется, то скорее итого врачи решатся использовать кровь из чужого семейного банка. И, наконец, добавочный учет, изолированное хранение и спецдоступ, а также перевоз крови для родственника семьи – все это убьет цель».

«Вымывание дешевого ассортимента – это необратимый процесс»

Президент утвердил перечень поручений по итогам специальной программы «Прямая черта с Владимиром Путиным», состоявшейся 14 апреля 2016 года. Одно из них касается поддержки отечественных фармпроизводителей. В срок до 15 июня правительство надлежит будет «принять решения», которые позволят остаться на плаву производителям лекарственных препаратов нижнего ценового сегмента, входящих в перечень ЖНВЛП и, при необходимости, привнести изменения в законодательство.

Вопрос о том, что фармкомпании, работающие в РФ и закупающие сырье за рубежом, работают себе в урон из-за роста цены на сырье, был поднят в ходе «Прямой линии» с президентом. Сами фармпроизводители считают, что стоимость лекарств нижнего ценового сегмента нужно возвысить на уровень курсовой разницы — примерно в два раза. В ответ Путин сообщил, что правительство за 1,5-2 месяца примет решение по субсидиям фармацевтической промышленности (если найдет на это средства)или отпуску цен. По его словам, «несмотря на все проблемы, будто бы ни казалось, что никому до этого дудки дела, правительство постоянно этому уделяет внимание».

Владимир Путин. Фото: ТАСС

Вымывание с рынка него дешевых отечественных лекарств продолжается уже другой год. После падения курса рубля, вызвавшего удорожание импортного сырья, некоторыезарегистрированные цены оказались ниже уровня рентабельности. По данным Федеральной антимонопольной службы, российские компании перестали спускать 197 наименований дешевых препаратов, а в скором времени прекратят спускать еще 160. В Минпромторге сообщили, что за прошедший год приостановили производство нескольких позиций уже 26 из 67 предприятий, выпускавших препараты будто нижнего (до 50 руб.), этак и среднего (от 50 до 500 руб.) ценового сегмента из перечня ЖНВПЛ. Будто отмечают в ведомстве, к нерентабельности производства дешевых препаратов привела собственно невозможность перерегистрировать их цену на «уровень увеличения стоимости производства».

По мнению председателя экспертного совета по здравоохранению комитета Совета федерации по социальной политике, д.м.н. Виталия Омельяновского, страна должно пойти навстречу маленьким отечественным компаниям, у которых дудки такого запаса прочности, будто у крупных или иностранных производителей, и которые не могут закладывать большую барыш при производстве лекарств нижней ценовой категории.

Между тем, будто считает директор НИИ организации здравоохранения Давид Мелик-Гусейнов, вымывание дешевого ассортимента – это необратимый процесс, покамест в стране существует такая порочная система ценообразования, которая и стимулирует такое вымывание.  «Если в 1995 году часть препаратов нижнего ценового сегмента составляла примерно 60%, то ныне это всего 7-8%, – отмечает эксперт. – Ныне выгоднее продавать то, что дороже. Будто вы считаете, какой из двух препаратов – стоимостью в 10 или 100 рублей – выберет аптека, если торговая наценка в любом случае составляет 10%? Покамест мы работаем в такой системе наценок, ничего хорошего ожидать не приходится. Государству нужно пересмотреть правила ценообразования таким образом, чтоб ни у аптеки, ни у  дистрибьютора не было желания резаться ассортиментом и выбирать то, что подороже».

Пациентский тариф

Минфин в очередной один предложил пациентам поучаствовать в оплате лечения. Для полноценной работы страховой модели финансовые риски должны делить страховые компании и пациенты, заявили представители Научно-исследовательского финансового института Минфина (НИФИ) на прошедшем в Госдуме круглом столе «Эффективность системы ОМС: динамика расходов, структуры и воздействие на качество медицины». По словам ведущего научного сотрудника Центра финансов здравоохранения НИФИ Любови Мельниковой, страховым организациям важно владеть возможность поощрять или накладывать санкции на клиники по итогам лечения, а в отношении пациентов – впрыскивать индивидуальный тариф в зависимости от состояния здоровья застрахованного.

В Государственной Думе прошел круглый стол «Эффективность системы ОМС: динамика расходов, структуры и воздействие на качество медицины». В его рамках было высказано масса мнений, касающихся состояния системы обязательного медицинского страхования в России и ее возможных улучшений.

Фото: Rusimperia.info

«В рамках страховой модели необходимо создать у населения финансовые стимулы для заботы о собственном здоровье, в том числе и чрез введение соплатежей за наиболее дорогие медицинские услуги. Подобный опыт уже существует в большинстве развитых стран и не приводит к росту заболеваемости или смертности населения», — цитирует Мельникову «Коммерсант». В Федеральном фонде ОМС, впрочем, столь радикальные меры покамест не поддерживают. По словам зампреда ФФОМС Светланы Карчевской, такая практика потребует существенной адаптации, и если и будет вводиться, то не в ближайшее пора.

Ранее подведомственный Минфину НИФИ выступил с предложениями о сокращении бесплатной медпомощи, а аппарат правительства поручил Минздраву «проработать» эти предложения. По мнению главы «Лиги пациентов» Александр Саверского, сиюминутная выгода для бюджета уже чрез год обернется сокращением работоспособного населения, увеличением нагрузки на дорогое стационарное звено и, следственно, намного более существенной потерей бюджета. 

МедНовости.ру