За последние 20 лет нейробиологами и психологами из разных стран проведено масса исследований, которые доказывают: благосклонность к насилию во многом определяется нарушениями в работе мозга.
Однако ученые уверены, что биологическая предрасположенность — это еще не судьбина, и состояние нервной ткани можно изменить — если знать, в чем проблема
Серийные убийства и уменьшение предлобных долей коры
Какие психические расстройства могут возлежать в основе желания причинить летальный вред другому человеку? Четкого ответа на этот проблема покамест не существует, — в том числе потому, что весьма сложно скопить экспериментальную группу, состоящую исключительно из серийных убийц.
Тем не менее, на сегодняшний день известно, что зачастую «преступным образом» проявляет себя, этак, диссоциальное расстройство личности. В Международной классификации болезней (МКБ-10) среди его симптомов упомянуто пренебрежение к социальным нормам и безразличие к окружающим людям, а поведение «с трудом поддается изменению на основе опыта (даже включающего наказания)». «Больные нехорошо переносят неудачи и легко поддаются агрессии, включая мочь, — добавляют составители МКБ-10. — Они склонны винить других или подавать правдоподобные объяснения своему поведению, приводящему их к конфликту с обществом».
DSM-IV (американское руководство по диагностике и статистике психических расстройств) относит диссоциальное расстройство к этак называемому кластеру B (театральные, эмоциональные, или колеблющиеся расстройства), совместно с нарциссическим, истерическим и пограничным расстройствами. Люд, которые страдают патологиями из этого раздела, могут выделяться большенный харизмой и отсутствием эмпатии, проявлять благосклонность к манипуляции и запугиванию. Тем не менее, нужно помнить, что не все люд с расстройствами личности склонны к насилию.
Сообразно исследованиям психолога Нью-Йоркского университета Майкла Ф. Лорбера, люд, страдающие расстройствами личности, в том числе, диссоциальным расстройством, демонстрируют сниженный ритм сердцебиения и слабую кожно-гальваническую реакцию — показатель электропроводимости кожи. Кроме того, психологу Пенсильванского университета Эдриану Рэйни и группе исследователей из Университета Южной Калифорнии (США) удалось выяснить, что на физиологическом уровне мозг пациентов с расстройствами личности заметно отличается от мозга людей со здоровой психикой: этак, у них меньше серого вещества в предлобных долях коры больших полушарий, а гиппокамп ассиметричен. Коллега Рэйни из Королевского колледжа психиатров (Великобритания) Джеймс Блэр также обнаружил, что для пациентов с расстройствами личности характерны паталогические изменения миндалин, которые являются частью лимбической системы, ответственной за реакции выживания и эмоции. Вечно ли в основе серийного убийства лежит расстройство личности? На этот проблема, разумеется, нет однозначного ответа. И все же ученые уверены, что если изучить работу тканей мозга в случае такого преступника, с высокой долей вероятности можно приметить именно эти отклонения.
Пограничное расстройство личности, которое также относится к кластеру B, тоже может предназначаться — хотя и не непременно — основой для противоправных действий. Для него характерна эмоциональная нестабильность, тревога и психотические состояния. Будто выяснил профессор психиатрии Аризонского университета Эндрю Э. Скудол, люд, страдающие пограничным расстройством, могут вдруг запасть в параноидальную подозрительность и импульсивную агрессию. Мишень агрессивного поведения в этом случае может быть более или менее рациональной (этак, призвать кого-то к порядку), однако действия оказываются более жесткими, чем нужно. Будто пишет американский психолог Леонард Берковиц в своей книге «Агрессия: причины, последствия и контроль», цитируя знакомого детектива из Далласа: «Убийства происходят оттого, что люд не думают… Взыграла кровь. Завязалась свалка, и вот уже кто-то зарезан или застрелен». С физиологической точки зрения импульсивная агрессия связана с низким уровнен серотонина — одного из основных нейромедиаторов, этак называемого «гормона счастья».
Специалист Национального института психиатрии в Мексике Рамон де ла Фуэнте также обнаружил, что при пограничном расстройстве меняется степень метаболизма в передней поясной коре, которая участвует в выполнении когнитивных функций: ожидании награды, принятии решений, эмпатии, управлении импульсивными реакциями и, будто предполагается, регулирует степень кровяного давления и душевный ритм (и тут мы опять можем припомнить исследования Лорбера). Коллеги де ла Фуэнте, ученые из Гарвардской медицинской школы установили, что предлобная кора также страдает при пограничном расстройстве, — а ведь она тоже активно участвует в процессе принятия решений и обработке эмоций.
Популярный психиатр, профессор Кембриджского университета (Великобритания) Саймон Бэйрон-Коэн включил пограничное расстройство в список патологий, которые приводят к этак называемому «нулевому градусу эмпатии», когда человек не может постигнуть и учесть чувства других. Рассуждения о том, какой процент серийных убийц страдает пограничным расстройством, разумеется, будут голословными, — однако если все факторы: эмоциональная нестабильность, нулевая эмпатия и импульсивная агрессия, — сходятся в одном момент времени, вероятность причинить вред другим людям для человека, разумеется, возрастет.
Для еще одного представителя кластера B, нарциссического расстройства личности, по мнению Бэйрона-Коэна, также характерен «нулевой градус эмпатии». Это означает, что в этом случае должны присутствовать нарушения в работе лимбической системы и предлобных долях коры. Это делает нарциссическое расстройство похожим на диссоциальное и пограничное. Истина, психотические симптомы в этом случае отсутствуют (и это отличает нарциссизм от пограничного расстройства). А вот с диссоциальным расстройством его легче перепутать, поскольку к нарциссическому поведению могут быть склонны и люд с диссоциальным диагнозом.
Рецидив преступлений и низкая активность передней поясной коры
Изыскание, проведенное в лаборатории Mind Research Network в Альбукерке (Мексика), показало, что сканирование головного мозга помогает оценить вероятность рецидива после того, будто совершивший правонарушение человек вышел из тюрьмы. Ученые пришли к такому выводу, исследовав работу передней поясной коры головного мозга — той же самой области, которую изучал Рамон де ла Фуэнте. В их эксперименте добровольно приняли участие 96 взрослых бывших правонарушителей в возрасте от 20 до 52 лет. Специалисты наблюдали за их поведением в течение четырех лет после окончания срока тюремного заключения. В ходе исследования участники прошли серию тестов, во пора которых ученые следили за их мозгом с помощью МРТ. Они заметили, что люд с низкой активностью передней поясной коры в два раза чаще нарушают закон повторно, чем люд с высоким уровнем активности в этой области.
«Магнитно-резонансное сканирование дает возможность увидать, что эта доля мозга работает неправильно, — что позволяет оценить, кто больше склонен к импульсивному антисоциальному поведению, ведущему к повторным арестам», — объяснил ведущий автор исследования, доктор Кент А. Кайл. В его работе говорится, что функции передней поясной коры «связаны с обработкой ошибок, отслеживанием конфликтов, выбором ответа и обучением избеганию» (конфигурация обучения, при которой человек усваивает реакцию, позволяющую избежать вредного или болезненного стимула — прим. ред.). Если эта зона повреждена, люди «начинают выказывать расторможенность и апатию, становятся агрессивными». «Пациентов с повреждениями передней поясной коры можно систематизировать будто людей с приобретенным психопатологическим типом личности», — пишут ученые. И все же, доктор Кайл уверен, что с созданием препаратов, повышающих степень активности в этой области мозга, проблемы таких пациентов могут быть решены.
Мочь и миндалевидные тела
Миндалевидные тела, или миндалины, — часть лимбической системы, которая отвечает за необходимые для выживания реакции, а также за эмоции — наряду с другими областями мозга. Миндалины «работают» со страхом и агрессией, помогая нам осознавать угрозы и выбирать, будто мы будем реагировать на них: ударим или убежим. Исследования, проведенные психологами из Питтсбургского университета (США), показали, что у людей, склонных к насилию и агрессии и имеющих психопатические черты поведения, миндалевидные тела меньше нормы: вплоть до трети обычного объема. Другой эксперимент, проведенный в Алабамском университете (США), подтвердил эти выводы и позволил завести, что в случае, когда человек демонстрирует психопатические черты поведения, сокращается не лишь объем, однако и работоспособность миндалин.
Еще одно необыкновенно продолжительное изыскание, которое совместно с коллегами из Бруклинского колледжа (США) провел пенсильванский психолог Эдриан Рэйни (уже упомянутый в этом материале), позволило завести, что миндалины начинают сидеть неправильно задолго до того, будто человек впервой демонстрирует расположение к насилию. В рамках эксперимента специалисты под руководством Рэйни изучили поведение 1795 трехлетних детей. Их попросили прослушать два типа звуков: за одним следовала тишь, а за другим — оглушительный несимпатичный сигнал. Одни ребята реагировали на него с испугом, демонстрируя этак называемое условно-рефлекторное замирание, за которое отвечают миндалины, — а другим было не жутко. Ученые 20 лет наблюдали за участниками этого эксперимента и обнаружили, что преступления, в основном, совершали те, кто не замирал от страха во пора первого теста на работу миндалин.
Если «преступность разума» можно диагностировать, можно ли ее изменить — до совершения преступления или до его рецидива? Ученые уверены, что разумеется. Эндриану Рэйни, например, удалось приметить, что специальная программа питания и система тренировок и когнитивных упражнений для детей, применяемая с трех лет, позволяет повысить функциональность мозга и к 23 годам на 34%, что больше чем втрое снижает благосклонность к насилию (по сравнению с участниками контрольной группы, которые не тренировались и не придерживались программы питания). Специалист из Университета штата Колорадо (США) Дэвид Олдс также обнаружил, что если будущих матерей с низким уровнем дохода посещают медсестры, которые запросто беседуют с ними о здоровье, обучении и выполнении родительских обязанностей, то в подростковом возрасте их ребята реже подвергаются аресту.
Простые программы по работе с заключенными также показали свою эффективность. Специалисты из Оксфордского университета (Великобритания) и Университета Неймегена (Нидерланды) в рамках исследования предложили правонарушителям, отбывавшим срок наказания в тюрьме, 10-недельную программу занятий йогой. В результате, участники эксперимента научились лучше контролировать свою импульсивность. Та же группа исследователей провела еще одно изыскание в иной британской тюрьме, предложив заключенным курс витаминов, минеральных добавок и жирных кислот. При этом одни участники получали настоящие препараты, а другие — плацебо.
В результате выяснилось, что люд из первой группы начали совершать нападения на сокамерников и оскорблять их на 26,4% реже, чем те, кто принимал «ненастоящие» витамины. Впоследствии эта цифра выросла до 35%, в то пора будто показатели второй группы остались стабильными. Позже изыскание в голландских тюрьмах позволило подтвердить эти данные. Сейчас на их основе Эдриан Рэйни ведет разработку курса витаминов и минеральных добавок для детей и подростков, склонных к насилию. «Биология — это не судьбина, — говорит Рэйни. — Мы можем изменить биологическую основу преступности и насилия, и в этом не приходится колыхаться».
Медицина 2.0 (www.med2.ru)
Дата публикации: 25.05.2015
Медицина 2.0 / Главные новости / неврология
Добавить комментарий