Разработана новая общедоступная инструментальная психотехника тестирования речевых нарушений, характерных для начальных стадий развития болезни Альцгеймера
Чаусовский Григорий Александрович, старший научный сотрудник, ЗЦНТТМ
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во всем мире в сегодняшнее время насчитывается более 5 млн. человек, страдающих болезнью Альцгеймера.
Известно (Гаврилова С., 1997), что заболевание Альцгеймера является наиболее частой причиной слабоумия, первые симптомы которого могут показаться уже после 40 лет, а после 70-летнего возраста частота заболевания доходит до 30%.
По прогнозам экспертов ВОЗ, число людей с деменцией, наиболее распространенной причиной которой (возле 70%) является болезнь Альцгеймера, к 2050 году может достигнуть более 100 млн. человек.
Ввиду того, что заболевание Альцгеймера является причиной одной из главных медицинских и социально – экономических проблем современного цивилизованного мира, весьма актуальной является разработка объективных, общедоступных методов диагностики начальных стадий ёё развития. Получение диагностической информации о развитии начальных стадий болезни Альцгеймера создает предпосылки для своевременной реализации приемов нейропротекторной терапии в целях замедления развития характерных для этого заболевания нейродегенеративных процессов, облегчения его течения.
В сегодняшнее время для диагностики болезни Альцгеймера применяют методы нейропсихического тестирования, нейровизуализации, анализа спинномозговой жидкости и крови, позитронно – эмиссионной томографии (для регистрации наличия тау-белков в головном мозге).
Весьма эффективным информативным дополнением к существующим методам диагностики развития начальных стадий болезни Альцгеймера является получение экспресс – данных, характеризующих присутствие незначительно выраженных («мягких») когнитивных нарушений, в частности, речевых нарушений.
Новизной разработки является приборная регистрация интегрального показателя длительности времени речевых пауз, обусловленных необходимостью мемуары слов для озвучивания ответов на вопросы психологических тестов.
Сообразно результатам исследований (Гаврилова С., 1997) даже незначительные речевые нарушения, в частности удлинение времени пауз при спонтанной речи или озвучивании ответов на вопросы психологических тестов, являются информативно значимой симптоматикой характерной для болезни Альцгеймера прогрессирующей потери памяти и постепенного снижения когнитивного функционирования.
Конструктивное оформление разработки реализовано (см. фото действующего образца) в виде настольной портативной диагностической системы, состоящей из управляемого электретным микрофоном электронного акустического реле и электрохимического (электролитического водородного) интегратора. При озвучивании тестируемым ответов на вопросы психологического теста происходит срабатывание акустического реле в результате воздействия на его сенсор (микрофон) звуковых колебаний. При этом контакты реле замыкают электрическую цепь подачи от стабилизированного маломощного источника электрического тока электрического сигнала на вход электрохимического интегратора.
Обусловленная акустическими эффектами подача электрического сигнала на вход электрохимического интегратора сопровождается активацией следующих электрохимических процессов. При прохождении электрического тока чрез электролит интегратора, на его катоде выделяется некоторое число водорода, которое пропорциональное интегрированной величине времени озвучивания тестируемым лицом ответов на вопросы психологического теста. Одновр/еменно такое же количество водорода поглощается на аноде интегратора. При этом за счет увеличения давления в катодной области происходит перемещение индикаторного столбика жидкости по стеклянному капилляру, соединяющему анодную и катодную камеры интегратора. Отсчет по цифровой шкале электрохимического индикатора величины длины перемещения его индикаторного столбика позволяет получать информацию, характеризующую интегральный показатель времени речевых пауз при тестировании. Индикаторный столбик интегратора перемещается при звучании речи и неподвижен при речевых паузах, обусловленных необходимостью вспоминания нужных слов для ответов на вопросы при прохождении психологической диагностики.
Таким образом, конструктивное решение предложенной разработки обеспечивает возможность автоматической регистрации в процессе психологического тестирования интегрального показателя времени пауз, затрачиваемого на вспоминание нужных слов. Получаемая при этом в конкретной числовой градации информация характеризует степень ухудшения памяти и когнитивного функционирования, какой является диагностически значимым признаком начальных стадий развития болезни Альцгеймера.
Характерно, что используемый в техническом решении разработки электрохимический водородный интегратор не требует использования внешних источников питания для сохранения зарегистрированной диагностической информации, а также характеризуется значительным ресурсом многократного его использования.
Предложенная разработка характеризуется общедоступностью применения для своевременного выявления специфических речевых и когнитивных нарушений, характерных для развития начальных стадий болезни Альцгеймера, что указывает на целесообразность её использования в комплексных системах диагностики этого заболевания.
Разработка эффективных общедоступных инструментальных методов диагностики развития начальных стадий болезни Альцгеймера является актуальной проблемой в условиях наблюдающейся тенденции «постарения» населения планеты и присущей этому заболеванию особой тяжести медицинских и социально – экономических последствий.
Медицина 2.0 (www.med2.ru)
Дата публикации: 16.04.2015
Добавить комментарий