1 ноября 2015 года, 14:01

Типовой набор функций многих машин сейчас уже будет сложен. Производители же автомобилей готовятся к запуску самоуправляемых автомобилей, в которых человеку не придется употреблять рулем. Такая техника будет безопаснее, чище и позволит экономить топливо . Однако идеально безопасными они не будут вовек.

При разработке программ для машин нового типа встает масса этических вопросов. Как автомашина должен действовать, если авария неизбежна? Свести к минимуму число жертв, даже если это пассажиры самого автомобиля, либо при любом раскладе отстаивать водителя и пассажиров? Или решение надлежит приниматься случайным образом? Захотят ли покупатели обзавестись машину, которая запрограммирована приносить в жертву своего водителя?

Ответы на эти вопросы весьма важны, поскольку они сильно повлияют на восприятие общественностью новой концепции автомобиля. Жан-Франсуа Боннефон (Jean-Francois Bonnefon) и его коллеги из Школы экономики Тулузы (Toulouse School of Economics, Франция) считают, что правильного ответа на вышеприведенные вопросы дудки. Чтобы выяснить мнение общества на этот счет, они попросили несколько сотен человек предложить вариант решения этической дилеммы.

Людям предложили представить следующую ситуацию. В недалеком будущем у вас кушать самоуправляемый автомобиль. Однажды неблагоприятное стечение обстоятельств заставляет машину подвигаться к группе из 10 человек, переходящих дорогу. Стать вовремя машина не может. Единственная альтернатива убийству 10 человек – поворотить и врезаться в стену. Однако такое схватка убьет вас  – владельца  техники и вашего пассажира. Что лучше сделать?

Одинешенек путь – свести к минимуму число возможных жертв и поступиться лишь водителем и пассажиром.  С иной стороны, если люди будет реже покупать беспилотные автомобили из-за того, что те запрограммированы жертвовать своими владельцами, больше людей погибнет в обычных ДТП.

Испытуемым было предложены различные сценарии развития ситуации: спасение одного или нескольких пешеходов при направлении машины в стену,  либо убийства владельцев машины или пешеходов у стены. Респондентам предлагалось представить  себя в роли пассажира или анонимного лица.

Результаты показали, что в целом общество сообразно с тем, что автомобили должны быть запрограммированы на сведение количества жертв к минимуму. Однако такое решение принимается до тех пор, покамест человек не представляет себя на месте пассажира.

Группа Боннефона считает, что их труд — только начальный этап решения весьма сложной моральной проблемы. В будущих опросах стоит учесть и другие важные вопросы, включив в описанную ситуацию детей, мотоциклистов и другие детали.

Ключ:

Self-driving cars are already cruising the streets. But before they can become widespread, carmakers must solve an impossible ethical dilemma of algorithmic morality.

MIT Technology Review

МедНовости.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.