В России весьма мало реабилитационных возможностей для помощи алкоголикам и наркозависимым, и совершенно нет условий для их возвращения в общество, считают эксперты дискуссионного клуба Versus, действующего в Первом МГМУ им. Сеченова. По их мнению, первым шагом на пути решения этой проблемы надлежит стать обучение чиновников, соцслужб и педагогов, работающих с пытающимися освободиться от зависимости людьми.

«Почетное» шестое пункт

В 2015 году Россия оказалась на шестом месте среди самых пьющих государств мира. «Проблема становится особливо актуальной после новогодних праздников, в течение которых в России выпивается немыслимое число спиртного – 14 млн декалитров», – открыл заседание дискуссионного клуба Versus: «Наркомания и алкоголизм будто духовно-медицинская проблема российского общества» зав. кафедрой истории медицины Первого МГМУ им. Сеченова, профессор Дмитрий Балалыкин.

Между тем, будто напомнили участники заседания, расположение русских людей к беспробудному пьянству и прогрессирующему алкоголизму не соответствует исторической действительности: 100 лет назад, в 1914 году, потребление алкоголя в Российской империи на душу народонаселение составляло чуть более 3 литров. Однако даже такое небольшое, с сегодняшней точки зрения, потребление вызывало серьезное беспокойство общественности и Русской православной церкви. 

Фото: Erin Daly/Shutterstock.com

Ситуация, впрочем, улучшается, уверены эксперты. Этак, за последние шесть лет степень потребления алкоголя на душу населения сократился с 18 до 12 литров в год. (По мнению ВОЗ, критическая норма потребления алкоголя в год на одного человека составляет 8 литров). По словам руководителя отделения детской и подростковой наркологии ФГБУ ФМИЦПН им. Сербского Алексея Надеждина, большую роль в этом сыграли предпринятые в последнее пора государством меры – ограничение мест и времени продажи алкоголя, повышение акцизов, война с контрафактом.  

Читайте еще:

Аналитический середина при правительстве России представил изыскание о человеческом развитии (документ PDF), по данным которого на учете с диагнозом алкоголизм и алкогольные психозы в 2012 году состоит на 25% меньше населения, чем было в конце 1990 года.

 «Официальная статистика Министерства здравоохранения говорит о  том, что число лиц, потребляющих наркотики и алкоголь, сокращается, – рассказал Надеждин. –  Маркером тяжести алкогольной ситуации в России является число алкогольных психозов. И оно, начиная с 2005 года, неуклонно сокращается. Этак, среди старших подростков всей России мы фиксируем единичные случаи психотических расстройств, связанных с алкогольным или наркотическим опьянением».

Довольно оптимистично выглядит и официальная статистика Минздрава по наркотикам – число потребляющих тяжелые наркотики, в том числе героин, с каждым годом сокращается примерно на 3-4%. Истина, на смену героину приходят природные наркотики и их синтетические аналоги,  часть которых растет, отметил Надеждин. При этом, будто признал нарколог, российская система учета больных нуждается в совершенствовании, а наркологическая служба в нашей стране еще молода и покамест не отвечает требованиям общества.

Недофинасированное законодательство

Зато уже принят линия законов, напрямую завязанных на несуществующую программу комплексной реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Так, сегодня уличенных в употреблении наркотиков граждан суды могут не наказывать, а отправлять на принудительное лечение. Однако отправлять их просто некуда. В разработанной несколько лет назад госпрограмме предусматривалось создание единой системы сертифицированных реабилитационных центров и сети бесплатных консультационных пунктов для наркозависимых и их родных. А также грантовая поддержка для социально ориентированных неправительственных организаций, возвращающих наркоманов в общество (на сегодняшний день насчитывается возле 500 позиционирующих себя таковыми организаций).  Однако денег на госпрограмму этак и не выделили.

Проблема помощи больным тесно связаны с недофинансированием профилактических мер, считает старший научный сотрудник «Национального научного центра наркологии» Минздрава РФ Виктория Аршинова. По ее данным, страна выделяет на профилактику здорового образа жизни 600 млн рублей в год. То кушать, по 4 рубля на каждого жителя страны – в развитых странах на эти цели тратится гораздо больше.

Что же касается лечения, то сейчас денежки из бюджета выделяются лишь на первичную помощь наркоманам и дезинтоксикацию. При этом, возможности отечественной наркологической службы крайне ограничены. На всю страну приходится итого 207 наркологических подразделений. В системе Минздрава  РФ функционируют три реабилитационных центра и 87 реабилитационных отделений для наркологических больных, на которые приходится итого 1730 коек. А также 109 наркологических диспансеров, оказывающих реабилитационную поддержка амбулаторно. Таким образом, даже если покинуть за скобками неэффективность имеющихся реабилитационных программ, страна может обеспечить реабилитацией лишь 0,3% из официально зарегистрированного (550 тыс. человек) и 0,09% из оценочного (1,7 млн) числа наркозависимых.

Эксперимент церкви

И уж совсем нехорошо обстоят дела с ресоциализацией пытающихся вернуться к нормальной жизни алкоголиков и наркозависимых.Потому зачастую государственные функции берут на себя общественные организации. Число негосударственных реабилитационных учреждений (коммерческих, некоммерческих, обществ само- и взаимопомощи) на сегодняшний день точно не установлено, однако в общей сумме значительно превышает число государственных. По данным специалистов Научного центра наркологии Минздрава, их более тысячи, причем основная доля приходится на конфессиональные учреждения.

Помощью реабилитационным центрам могли бы стать программы, предлагаемые Церковью, считает приглашенный на заседание дискуссионного клуба глава Центра помощи зависимым от алкоголя и наркотиков «Метанойя» при Даниловом монастыре  игумен Иона (Займовский). По его мнению, поддержка больным наркоманией и алкоголизмом – одинешенек из немногих примеров удачного сотрудничества и диалога между наукой, Церковью и обществом, где духовная сторонка дополняет медицинскую и социально-общественную.

Фото: IndigoLT/Shutterstock.com

«В группах самопомощи по программе «12 шагов» бывают весьма хорошие результаты. Зависимые целиком выздоравливают», – рассказал игумен Иона. По его словам, комплексный подход к реабилитации заключается в том, чтоб не только освободить человека от зависимости, однако и возродить его социально, психологически и духовно.

Советский эксперимент

Мнение экспертов разделились, когда выговор зашла о возможности возврата к существовавшей в советскую эпоху системы лечебно-трудовых профилакториев и медвытрезвителей. Использовавшиеся репрессивные методы и  отсутствие положительного результата стали в свое пора причиной упразднения этих учреждений. Однако в последнее пора и в регионах, и на федеральном уровне все чаще говорят о необходимости восстановлении вытрезвителей, просил об этом и Минздрав. 

Читайте еще:

По его словам, вместо антиалкогольной кампании нужно было коротать планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом. «Вытрезвление общества невозможно проводить наскоком. На это нужны годы», — считает Горбачев.

Отказавшись еще шесть лет назад от полукриминальных спецучреждений советского образца, власти не предложили никакой альтернативы. При этом тянуть россияне меньше не стали. И сейчас подобранных «скорой» в бессознательном состоянии алкоголиков везут в приемные отделения обычных больниц, против чего все громче выступают и медики, и пациенты. При этом, по данным Минздрава, реально в медицинской помощи нуждается треть доставляемых в больницы алкоголиков.

По мнению зав.кафедрой психиатрии и наркологии Первого МГМУ им. Сеченова, член-корр. РАМН Николая Иванца, предложение вернуть вытрезвители рационально, этак как они помогают пьяным не погибнуть на улице. Однако к лечению и тем боле реабилитации подобные учреждения не имеют никакого взаимоотношения.

Инструкции для чиновников

Проблема зависимого человека не лишь медицинская – это проблема социальная и психологическая, и решение надлежит быть комплексным, отмечает директор института Наркологического здоровья нации Олег Зыков. «Употребление алкоголя, психотропных веществ – это не самостоятельные проблемы, а симптомы некоего неблагополучия и общества в целом, и отдельного человека, – считает эксперт. – А алкоголь и наркотики выступают адаптогенами, по крайне мере на первом этапе, это все способы выстроить отношения с окружающим миром и самим собой».

По его словам, у больного алкогольной и наркотической зависимостью изменено «Я», и для его восстановления нужна комплексная реабилитация. Однако для этого катастрофически не хватает соответствующих учреждений и специалистов. А существующие в России методы помощи больным несовершенны. « Я считаю, что у нас дудки наркологии, – добавил Зыков. –  Наркология – это то, что меняет судьбу человека и помогает ему увидать в этом мире другие краски. А у нас скорее токсикология, а не наркология».

Кроме того, будто отмечали эксперты, в нашем обществе и даже среди людей, по долгу службы обязанных заниматься ресоциализацией зависимых людей, по-прежнему сохраняется стоический стереотип, что алкоголизм и наркомания – это не заболевание, а проявления слабоволия и моральной несостоятельности.

Фото: esfera/Shutterstock.com

По мнению участников дискуссии, первым шагом на пути решения этой проблемы надлежит стать обучение работающих с желающими освободиться от зависимости людьми чиновников, социальных служб, педагогов и религиозных деятелей, а также родственников больных. В частности, выговор идет о создании под эгидой Минздрава специальных инструкций, аналоги которых давным-давно существуют на Западе, и в которых должны содержаться сведения о научном понимании алкоголизма и наркомании, симптомах и стадиях заболевания, а также о возможных путях оказания помощи.

МедНовости.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.