В больницах Удмуртии из-за отсутствия лекарств не лечили тяжело больных детей-сирот. На сайте прокуратуры Удмуртской Республики опубликованы результаты проверки «исполнения законодательства в сфере оказания государственной социальной помощи детям-инвалидам».

Прокурорская проверка

Сухо и без особых подробностей сообщается о ряде выявленных нарушений. Среди прочего упоминаются два государственных учреждения: «Прокурорскими проверками, проведенными с участием специалистов Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Удмуртской Республике в БУЗ УР «Республиканская детская клиническая психоневрологическая больница «Нейрон» Минздрава УР», БСУ СО УР «Глазовский ребяческий дом для умственно отсталых детей», вскрыты многочисленные нарушения прав детей на получение медицинской помощи». 

Социальный активист, оргсекретарь профсоюза «Действие», председатель Координационного совета гражданских действий Удмуртии Андрей Коновал разыскал судебное постановление, касающееся «Нейрона». Точнее, Специализированного дома ребенка, какой находится в структуре этой больницы. Будто разъясняется на официальном сайте самого «Нейрона», тут с рождения и до 4 лет проживают оставшиеся без родителей ребята, имеющие в той или другой степени выраженности психомоторные и психоречевые отклонения.
Постановление принято 7 сентября 2015 года мировым судьей Первомайского района г. Ижевска (судебный участок №5) по делу № 5-661/15. 
Будто следует из этого документа, прокурорской проверкой «установлены случаи отказа… в оказании медицинской помощи детям … в части осуществления лечения острых заболеваний, обострений хронических заболеваний по назначению врачей-специалистов».

«Препарата дудки… лечение продолжить»

Сотрудникам прокуратуры на проверку были представлены 60 медицинских карт детей, воспитывающихся в Доме ребенка. Из них выборочно были проверены 20 карт. В 9 картах (то кушать почти в половине проверенных) были обнаружены факты неоказания должной медицинской помощи. В каждом случае ситуация стандартная: сообразно записи в карте, врач ставит диагноз, назначает лекарства, однако дитя лекарств не получает, поскольку – будто сообщается в графах исполнения – «нет препарата». При этом существующая в «Нейроне» врачебная комиссия ничего не предпринимает для поиска этих лекарств и даже не заменяет их на другие – имеющиеся в наличии.

В опубликованном тексте постановления персональные данные детей обезличены, однако есть медицинская информация. В основном выговор идет речь о заболеваниях нервной системы, сердечно-сосудистой системы, ЛОР-органов (отиты), органов репродуктивной системы.

Вот описание «лечения» одной маленькой пациентки:

1. Осмотрена врачом-неврологом 16.04.2015. Диагноз: РОП ЦНС. Назначено лечение: «Магне В6» вовнутрь 3 недели. Препарат не внесен в лист назначений за апрель 2015 года; от 08.05.2015 в графе «Магне В6» имеется оценка «Нет препарата», ребенок лечение не получал.

2. Осмотрена врачом-неврологом 13.05.2015. Диагноз: РОП ЦНС. Назначено лечение: «Актовегин» внутримышечно … пантогам вовнутрь. В лист назначений за май 2015 года указанные препараты не внесены, дитя… лечение не получал. Замена назначенных лекарственных препаратов врачебной комиссией… не произведена. Таким образом, в этап апрель-май 2015 года дитя… находился в Доме ребенка без проведения комплексной терапии неврологической патологии. Отсутствие лечения резидуально-органического поражения центральной нервной системы со спастическим синдромом может приводить к отставанию в физическом и психическом развитии ребенка, эпилепсии.

3. Осмотрена гинекологом 20.05.2015. Диагноз: «Кандидоз слизистых». Назначено лечение: крем «клотримазол» местно в течение 7-10 дней. Данное направление не внесено в лист назначений и не выполнено. Дитя не получил лечения острого воспалительного заболевания влагалища и вульвы, что может повергнуть к хроническому воспалению влагалища и вульвы, синехиям, атрезии влагалища, формированию хронических язв влагалища, рубцов, распространению инфекции на внутренние половые органы: эндометриту, цервициту, сальпингоофориту, уретриту, циститу, бесплодию.

И еще одна ситуация:

1. Осмотрена врачом-педиатром 15.07.2015. Назначено лечение: «отинум» в уши 3 раза в день. В листе назначений в графе «Отинум» имеется оценка «Нет препарата».

2. Осмотрена врачом-педиатром 16.07.2015. Доктор-педиатр делает запись «лечение получает» (фактически дитя лечение не получает ввиду отсутствия препаратов для лечения отита). Назначено продолжить лечение.

3. Осмотрена врачом-педиатром 17.07.2015. Имеется запись «лечение получает», назначено лечение продолжить. Фактически дитя лечение не получает ввиду отсутствия препаратов для лечения отита. В листе назначений от 17.07.2015 имеется запись о назначении препарата «Отипакс», в графе «Отипакс» поставлена оценка «Нет препарата».

Затем следуют еще три записи о том, что дитя осмотрен врачом-педиатром, назначившим продолжить лечение отсутствующими препаратами. «Таким образом, дитя … не получает медицинскую поддержка, а именно лекарственные препараты для лечения острого двухстороннего отита. Отсутствие лечения острого отита может повергнуть к таким последствиям, как глухота, мастоидит, парез лицевого нерва, воспаление оболочек мозга, –  говорится в судебном постановлении. – На момент проверки (30.07.2015) дитя продолжает болеть. В соответствии с объяснительной запиской главной медицинской сестры …  лекарственный препарат «Отипакс» был закуплен 30.07.2015 в количестве 10 флаконов».

Штраф для «опекуна»

В судебном постановлении приводятся письменные объяснения главного врача «Нейрона» Ирины Ивониной  о том, что «закупка препаратов, необходимых для лечения находящихся на круглосуточном содержании в БУЗ УР «РДКПНБ «Нейрон» детей… не осуществляется». В отношении части препаратов, кроме того, уточняется, что они «не входят в Территориальную программу государственных гарантий» Удмуртской Республики. По словам Ивониной, из-за того, что линия лекарственных препаратов не входит в перечень ЖНВЛП, их закупка за счет средств бюджета могла повлечь административную и уголовную ответственность на должностное лик за нарушение Бюджетного кодекса.

7 сентября Постановлением мирового судьи Ивонина признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ (реализация деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением лицензии) и оштрафована на 20 тыс. рублей. Будто сказано в постановлении суда, программа госгарантий распространяется на медорганизации, а специализированный Дом ребенка для проживающих в нем младенцев является опекуном, какой отказывает «в оказании медпомощи детям-сиротам… в части осуществления лечения острых заболеваний и обострений хронических заболеваний».

«Уголовной ответственности по статье 124 Уголовного кодекса за «неоказание помощи больному» в бюджетном учреждении «Нейрон», выходит, верно не боялись, это же не нарушения Бюджетного кодекса, – прокомментировал Коновал. – То, что в больницах Удмуртии из-за отсутствия средств пациентам не дают нужные для них лекарства, факт прописной. Но когда в необходимом лечении отказывают самым беззащитным – лишившимся родителей детям-инвалидам в возрасте до 4 лет – это уже что-то запредельное».

Он также рассказал о том, что 29 октября маковка Удмуртии Александр Соловьев провел заседание по реализации «Региональной стратегии действий в интересах детей в Удмуртской Республике в 2015 году». А 28 октября министр здравоохранения республики Алексей Чуршин объяснил на пресс-конференции журналистам, что выявленные недавней разгромной проверкой Росздравнадзора «грубые нарушения в оказании медицинской помощи населению Удмуртии» вовсе не такие уж и грубые. «Ни на пресс-конференции министра, ни на заседании главы региона о лишенных лечения младенцах-инвалидах даже не упомянули. Однако я не уверен, что это оттого, что стыдно», – говорит Коновал.

«Эти проблемы связаны с социальной составляющей»

По данным отдела департамента медпомощи детям и службы родовспоможения Минздрава, любой четвертый живущий в сиротском учреждении дитя имеет инвалидность, каждый другой– различные психические расстройства и более 80% детей нуждаются в том или ином лечении. При этом, надобно не забывать о том, что близких людей у этих детей может вовсе не быть, а в юридическом смысле опекуном для них является казенное учреждение.

По словам президента благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, хотя ситуация с медобеспечением детей-сирот ныне стала немного лучше, чем ранее, нельзя сказать, что она изменилась кардинально. И самое главное то, что решение проблемы больных детей никак не связано с теми мерами, которые предпринимает Минздрав: чисто медицинские меры разбиваются об отсутствие нормальных социальных гарантий, считает эксперт. «Эти проблемы связаны с социальной составляющей, – считает Альшанская. – Даже здоровому ребенку нужен взрослый, какой заботится о нем, следит за его состоянием, вовремя показывает врачу. Те же ребята, которым нужно лечение и реабилитация – особая проблема. Однако, даже вкладывая деньги в лечение детей-сирот, страна при этом ничего не делает для того, чтоб изменить систему, которая осуществляет уход за ними».

МедНовости.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.