19 мая 2016 года, 10:00

Последние дни активно обсуждается расследование «Новой газеты» о «группах смерти» в социальных сетях. По данным издания, с ноября 2015 года по апрель 2016 года в России совершили самоубийство не менее 130 детей. Почитай все они жили в благополучных семьях и были членами одних и тех же групп в интернете. Там же анонсировали новые смерти. Авторы расследования уверены, что с детьми в социальных сетях работают системно и планомерно, шаг за шагом подталкивая к последней черте.

Издание рассказывает историю девочки, которая в декабре прошлого года покончила существование самоубийством, прыгнув с крыши высотного дома. Среди групп, в которых она состояла в социальной сети «ВКонтакте» нашлась группа под названием «Разбуди меня в 4:20» с почти 240 тыс. подписчиков. «Мы входим в эту группу, видим безобидные картинки собачек хаски, советы, будто сделать стрелку на глазах, будто легко снять лак с ногтей. И только после–  приглашение: «Ты девочка? Тебя предали друзья? Бросил парень? Нередко слушаешь грустную музыку? Тогда подписывайся на „киты плывут наверх“». 

Журналисты «Новой» приводят свидетельства того, что детей втягивают в ужасные игры тайные манипуляторы, специально обученные методам  воздействия на психику. И сами сайты, направленные на то, чтоб подтолкнуть детей к самоубийству, построены весьма профессионально. Уголовные дела по фактам самоубийств детей в результате криминального психологического воздействия на них возбуждаются, будто правило, по статье 110 Уголовного кодекса РФ (доведение до самоубийства). И обыкновенно оканчиваются ничем. Вывод статьи: «Детям должна быть сделана противосуицидная прививка, «состав» которой должен быть срочно разработан».

Какой должна быть эта прививка, «МедНовости» спросили у завведующего кафедрой медицинской психологии Казанского государственного медуниверситета, директора Института исследований проблем психического здоровья профессор Владимира  Менделевича.

По мнению Менделевича, сводить все произошедшие с подростками трагедии к манипуляциям было бы упрощением. Хотя, в этом возрасте ребята особенно подвержены внешнему влиянию, особливо когда кажется, что все нехорошо. Уязвимость – особенность подросткового возраста. Однако у каждого погибшего школьника был собственный мотив для ухода – несчастная влюбленность, непонимание родителей. А уже эти интернетовские сообщества с их китами, и иной «философией»  – это те группы, которые подростки ищут сами, и в которых они обретают какое-то покой.

«Психология подростков очень неустойчива, у них дудки сформировавшегося мировоззрения, – объясняет эксперт. – Зато кушать огромное количество стрессов, с которыми они не могут управиться. И самый большой стресс – непонимание или отсутствие возможности конструктивно обсуждать свои проблемы с взрослыми. Собственно это ощущение одиночества, отторжения от общества и толкает подростков в группы соцсетей. В каких-то случаях адекватных, а в каких-то – деструктивных. Они находят там психологическую поддержку, которую не получают в реальной жизни».

Любой возрастной кризис у ребенка потому и называется кризисом, что меняется система ценностей, выявляются опасности для психического здоровья. Однако для деструктивных действий и вовлечения в какие-то суицидальные группы самый опасный этап – подростковый. И самое страшное, что к этому периоду ребята подходят неподготовленными, а их родители не знают, будто эти кризисы преодолевать, отмечает эксперт.

Специальность суицидология существует будет давно, появляются кризисные центры. Однако вряд ли они смогут заниматься профилактикой, это должны мастерить родители,  говорит Менделевич. За ребенка отвечают родители, и они должны контролировать детей, обращать внимание на изменение психологии и поведения подростка. Ведь видели же родители детей из группы «разбуди меня в 4-20», что они целыми днями спят, однако не насторожились.

«Нам нужны обучающие школы для родителей, –  считает эксперт. – Ребята, которых воспитывают правильно и делают их рациональными, способны противостоять манипуляциям. И родители должны формировать у ребенка устойчивость к чужому влиянию. Истина, тогда  придется поступиться и собственным влиянием. Однако если удастся максимально скоро воспитать ребенка самостоятельным и независимым, то он сможет противостоять и чужому давлению. Манипулировать сложившейся личностью сложно».

Что касается специализированной помощи, то если родители не справляются с проблемами подростка сами, не надобно стесняться обращаться к психологу, говорит Менделевич. «Речь не идет о психических расстройствах, среди тех, кто думает о самоубийстве, подавляющее число люд здоровые, но попавшие в сложные психологические обстоятельства. Кризис, который переживает дитя, носит болезненный характер не с точки зрения мозга, а с точки зрения личности. И тут в первую очередь нужны не психиатры, а хорошие возрастные психологи и психотерапевты. И внимательные родители», — говорит он.

МедНовости.ру