Сейчас ситуация с проверкой безопасности лекарств намного лучше, чем была ранее
«До середины XX века, по сути, никакой регуляторной базы для исследований не было, а возникла она после нескольких крупных скандалов в сфере применения недостаточно исследованных препаратов. Одним из самых резонансных стал случай, повлекший за собой кончина 107 детей в 1937 году, когда бражка M. E. Massengill использовала в качестве растворителя для сульфаниламида (на тот момент — самое эффективное оружие борьбы с инфекциями, по сути, первоначальный синтетический антисептик) диэтиленгликоль (ядовитый растворитель, какой входит в состав антифриза для автомобилей). Никаких доклинических и клинических исследований не проводилось. В результате, когда стало понятно, что препарат смертельно опасен, его максимально скоро изъяли из продажи, однако к тому моменту он успел унести более сотни жизней, что побудило власти США зачислить закон об обязательных исследованиях препаратов до их поступления в продажу.
Одной из основных причин, побудивших мировую общественность разработать всеобщие правила проведения клинических исследований, стала трагедия с талидомидом, произошедшая в конце 50-х — начале 60-х годов. В ходе испытаний лекарства на животных, в частности, мышах, препарат показал себя исключительно с лучшей стороны и не выявил никаких побочных эффектов, в том числе, у потомства. При применении же препарата, у беременных женщин в качестве средства против бессонницы и токсикоза, привело к рождению более 10000 детей по всему миру с дефектами трубчатых костей и конечностей. После этого стало очевидно, что лекарства должны протекать полноценные тесты и исследования, а эксперимент отдельных специалистов не может быть достаточным основанием для регистрации препарата.
Первые законы, устанавливающие государственный контроль над производством препаратов, были приняты в Европе еще в 1960-х годах. Ныне же мы руководствуемся принципами Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации, которые в дальнейшем стали основной для «Международных гармонизированных трехсторонних правил Good Clinical Practice, ставшие основой локальных регуляций с 1996/97 года в США, Японии и ЕС, а с 2003 года введены Приказом МЗ РФ № 266 и в России».
babyparents.ru | Новости медицины, здоровья и медицинских технологий