В Арбитражном суде Москвы состоялось очередное слушание по иску «Национального совета по гомеопатии» к журналу «Вокруг света».
Истца возмутил опубликованный в журнале материал под названием «Растворенная магия», в котором приводятся доказательства в пользу того, что эффект от этого вида лечения мало чем отличается от эффекта плацебо, и что пациенты получают от гомеопатов таблетки, в которых не содержится никаких лекарственных средств.
Представитель совета заявил, что статья порочит гомеопатию.
Журнал защищает свою позицию, заявляя, что гомеопатия не вписывается в научную картину мира.
Что такое гомеопатия и почему у нее так много благодарных пациентов?
Ведущий программы «Пятый этаж» Александр Баранов беседует с британскими врачами Тамарой Ворониной и Мариной Диэл.
Александр Баранов: Здравствуйте, мы сегодня поговорим о том, что такое гомеопатия. Споры вокруг гомеопатии продолжаются с конца 19 века, когда это все началось. Но мы имеем массу благодарных пациентов, и этот фактор игнорировать нельзя.
Сегодня с нами два российских врача, которые практикуют здесь, в Британии: врач-эндокринолог Тамара Воронина и семейный врач-терапевт Марина Диэл. Тамара, вы занимаетесь альтернативной медициной, в том числе, гомеопатией тоже.
Англоязычная «Википедия« о гомеопатии пишет следующее: это псевдонаука, некая вера, которая некорректно представлена в виде научной. Гомеопатические препараты неэффективны при лечении любых заболеваний, и масштабные исследования свидетельствуют о том, что гомеопатия не более эффективна, чем плацебо, и все улучшения после такого лечения объясняются эффектом плацебо, или же тем, что болезнь проходит сама.
Тамара Воронина: Говорят, практика — это критерий знания. Когда моему ребенку было 4 года, я вылечила ее благодаря гомеопатии. До этого она месяц лежала в больнице с нарушением ритма сердца и тяжелым тонзиллитом. Врачи только предлагали большие дозы гормонов, кортикостероидов. После этого я начала изучать гомеопатию.
Я знаю несколько случаев, когда на моих глазах на приеме гомеопата, когда я училась, останавливали приступ бронхиальной астмы, я совершенно вылечиваю полипы только гомеопатией. Я пользуюсь широким спектром гомеопатии — Уна — итальянская гомеопатия, классическая гомеопатия, которую применяет королева, я в этом же магазине обычно покупаю, Айнсвортс в Лондоне.
Я убедилась в значительной ее эффективности. Мы живем еще в век развития науки, мы всего еще не знаем, поэтому взгляд на гомеопатию еще не сформировался, потому что люди некомпетентные иногда пользуются гомеопатией и не имеют хороших результатов. Наука должна изучать дальше.
А.Б.: Наука сурово критикует гомеопатию, считая ее лженаукой, но Тамара права, опыт — дело важное, и многие пациенты не хотят знать о научных объяснениях, если на их глазах происходит выздоровление, если на них действует этот препарат, это самое главное.
Как вы объясняете этот феномен, почему у гомеопатии так много благодарных пациентов, Марина?
Марина Диэл: Мне интересен подход Тамары и убеждение в том, что сейчас много доступно разных методов лечения, и я приветствую, когда пациенты исследуют разные варианты подхода к лечению своего заболевания.
Чем больше человек знает, тем лучше для него, но я в корне не соглашусь, что, как вы прочитали в «Википедии», у нее сегодня есть научное основание, называть ее научным подходом не является в настоящее время фактом. Я в целом отношусь очень спокойно к тому, что люди используют разные способы лечения.
Было несколько рандомизированных научных исследований, когда препарат назначается, пациент не только не знает, что он принимает, но, в том числе, и врач, дающий этому человеку эту пилюлю, не знает, есть ли там действующее вещество, или нет. Называется двойное плацебоконтролируемое исследование.
И, насколько мне известно, в отношении гомеопатии не было однозначно позитивных доказательств эффекта такого лечения. Основываясь на личном опыте, как очень популярно было всегда в России во время моего обучения в СССР, когда врач говорил: я это пробовал, и пяти человекам это помогло — это настолько нерепрезентативная выборка, что строить на этом далеко идущие выводы совершенно необоснованно.
В современной научной медицине, когда исследования любых лекарств проводится на тысячах пациентов со всего мира, разных категорий, разного возраста, учитываются разные факторы — это может служить хорошей научной базой обоснованности данного лечения, его эффективности, или, как показано с некоторыми традиционными лекарствами, после того, как они использовались уже несколько лет, обнаруживались новые, неизвестные побочные явления, после чего препараты ушли с рынка.
А.Б.: Что касается нерепрезентативной выборки, то началось все тоже с нерепрезентативной выборки. Самюэль Ганеман, немецкий врач, который основал гомеопатию как метод лечения, все пробовал на самом себе.
Поскольку у него что-то получалось, из этого возникла целая наука. Его критики говорят, что это в высшей мере нерепрезентативная выборка, когда врач пробует лекарства исключительно на себе. Дело даже не в истории.
Тамара, вы как врач, как относитесь к тому, что аргумент «мне это помогло« или«я знаю человека, которому помогло«, некорректен для специалиста, для врача. Если это помогло вашей дочери, насколько вы уверены, что помогло именно гомеопатия, а не какие-то другие вещи?
Т.В.: Других вещей тогда не было, но в отношении того, что человек очень индивидуален, и к нему должен быть настолько индивидуальный подход, и для этого необходимы очень хорошие знания врача, понимание биоритма многих вещей этого пациента, чтобы назначить это лечение.
Монтенье, французский ученый, Нобелевский лауреат, я его встречала два года назад на конференции физиков, и он говорил о гомеопатии тоже. Он сделал опыты, когда фильтруется полностью вода, и там не остается никакого вещества, а потом эта вода, если ее взбалтывают, то кластеры воды снова образуют активное вещество, которое может работать как гомеопатия.
Есть ученый Слесарев в Петербурге, есть теория и практика, что он доказывает, что, в принципе, вода и все живое является уникальной радиосистемой. Поэтому любая гомеопатическая медицина, которая уже не содержит вещества, содержит воду, которая несет эту информацию как радиосистема.
Есть даже теория, что раковые метастазы распространяются не с помощью кровотока, а это тоже как радиосистема может воздействовать на другие ткани и возникать метастазы в других тканях.
А.Б.: Возникает тут же вопрос. Когда приводится такой аргумент про какую-то память воды или информацию воды, ведь в воде содержится огромное количество различных примесей, что абсолютно чистой воды нет.
Гомеопаты растворяют вещество, которое, как они считают, лечит, в пропорции 1 к 10030, это очень распространенная система. Ученые подсчитали, что, даже если каплю воды растворить в океане, концентрация будет намного больше, чем здесь. Нужны все элементы Солнечной системы, чтобы получить такую же концентрацию такой капли в Солнечной системе.
То есть, практически этого вещества нет в пробирке, сами гомеопаты это признают, но там же есть и другие вещества, масса, огромное количество различных молекул, которые, по этой теории, должны оказывать влияние на память воды.
Математики подсчитали, что, если учесть круговорот воды в природе, то в каждом стакане воды, которую мы наливаем сегодня, есть, по крайней мере, одна молекула воды, которая побывала в мочевом пузыре Оливера Кромвеля, по теории вероятности. И почему память этой волшебной субстанции, которая должна лечить, почему она не теряется в мириаде различных информационных полей, которые должны быть в этой воде?
Т.В.: Ответить сразу очень сложно, но вернемся к тому, что квантовая физика говорит: если есть наблюдатель, и если есть направление, в котором он думает, то будет система работать в том направлении, в котором он думает.
Почему лечение руками или ощущение добра в местах, где происходит медитация, тоже оказывает действие? Может быть, это все происходит через водную аквасистему, радиосистему, которой является вода. Потому что вода есть даже в космосе, где чуть ли не вакуум.
Эта информация может передаваться через водородные связи, которые называются нэт-аш-уорк. Это то, что утверждает химик, физик Слесарев из Петербурга. Он лауреат многих премий.
Понятно, что есть что-то такое, что мы не знаем. Сейчас я была на недельных курсах акупунктуры у одного потрясающего акупунктуриста, который вылечивает псориаз. К нему приезжают со всего мира.
Он вылечивает аутоиммунные заболевания, потому что его подход настолько индивидуален. Где вы можете найти такую статистику? Он пользуется пульсовой диагностикой. В этот момент, в это время, в два часа, это осень. И в это время он пользуется этой индивидуальной пульсовой диагностикой и ставит только эти иглы только этому пациенту. Не может быть статистики в гомеопатии.
А.Б.:Тамара говорит о некоей информации, которая поступает пациенту из воды. Может быть, все проще?
Может быть, мы имеем дело не с информацией, поступающей из воды путем квантовых волн, может быть, мы имеем дело с внушением? Может быть, эта информация поступает непосредственно от лечащего врача пациенту?
М.Д.: Это довлеющее мнение среди научных обоснователей разных теорий сейчас. Мы знаем, что, когда мы даем какую-нибудь пустышку людям, и говорим, что там есть действующее вещество, то эффект от нее может достигать 20-30%, в зависимости от ситуации.
Проводились специальные эксперименты, когда давали пустышку или делали акупунктуру — шрам. То есть ставили не иголки, а просто наклейки на место. И делали исследования, когда просто ставили иголки, но человек еще общался, разговаривал. И тоже ставил пустышки.
Когда с человеком общались, разговаривали, и когда просто ученый приходил и ставил пустышки, результат был, что, когда с пациентом разговаривали, входили в его ситуацию — то, что Тамара говорит, индивидуальный подход, в этом и заключается суть индивидуального подхода.
Я человек прагматичный, я верю в это. Я не верю в разные биологические токи, которые может быть, специалисты определят. Но, кто знает, может быть, в будущем квантовая физика сможет объяснить больше. На сегодня мы там, где мы есть.
А.Б.: Но даже как сугубо прагматичный человек, вы признаете, что включаются внутренние резервы организма?
М.Д.: Абсолютно. Даже когда врач придет и скажет человеку уверенным тоном: знаете, у вас такая проблема, и это лечение вам обязательно поможет, будет намного больший эффект, чем если ты просто дашь таблетку и скажешь: пейте, это наверное вам поможет. Очень многое зависит от психовнушения.
А.Б.: Зная систему NHS, государственного здравоохранения, я, без обид,скажу вам, что ваши коллеги, «участковые врачи«, очень часто занимаются своеобразной гомеопатией. К ним приходишь, и, если нет ничего серьезного, они говорят: пройдет само, в отличие от российского врача.
М.Д.: Абсолютно верно. Я сталкиваюсь, у меня есть пациенты и частные, и по NHS. У меня не так давно была молодая женщина, которая приехала из России, там у нее заболело горло.
Она вернулась оттуда, принеся мешочек, который ей там выписали, от одного посещения семейного врача — пять препаратов для простуды — пять! К сожалению, в России большинство этих препаратов доморощенного происхождения, и отсутствуют какие-либо доказательства их эффективности.
Это одно, а второе, что они потенциально могут быть вредными. По крайней мере, с гомеопатией очень хорошо установлено, что, несколько лет назад был эксперимент, когда люди протестовали около вузов против гомеопатии, и несколько сотен человек приняли тысячную передозировку гомеопатии, и, в результате, никто не заболел, ни с кем не стало плохо, никого не госпитализировали, насколько мне известно.
А.Б.: Я тоже знаком с этим случаем, это было после того, как одна девушка, дочь американского музыканта Билли Джоэла, расставшись с молодым человеком, решила покончить с собой, и выпила огромное количество обезболивающих таблеток, тут же почувствовала, что руки-ноги немеют, она умирает, и в ужасе позвонила в скорую помощь.
Когда скорая помощь приехала, она обнаружила, что девушка выпила гомеопатические таблетки, в которых ничего нет, поэтому умереть она не могла, ни теоретически, никак. И тут же все симптомы прекратились, и все закончилось благополучно. Но это вызвало вот такую потом демонстрацию.
Тамара, если принять эту теорию, что на самом деле гомеопатия — это эффективный метод внушения, который лучше, чем плацебо, потому что прописываются гомеопатические таблетки, их достаточно много, их надо принимать в определенное время, в течение месяца, по строгому расписанию.
То есть человеческое сознание постоянно занято этим процессом лечения, настроено на процесс лечения, сконцентрировано на нем. Таким образом, в течение долгого времени мобилизуются резервы организма. Чисто психологически если подойти к этому. И человек вылечивается за счет этого? Более усовершенствованный эффект плацебо.
Т.В.: Я согласна, что всегда плацебо работает. И понятно, что 30% плацебо работает, про это сделано уже много научных исследований, но мой конкретный опыт существует.
Я не применяю гомеопатические препараты, мне нужен всегда быстрый эффект. Мое кредо — чтобы больной в течение двух недель максимум стал значительно лучше себя чувствовать, при самых сложных иногда ситуациях.
Поэтому я применяю массу различных методов: кишечный лаваж, чтобы улучшилась работа гастроэнтерологических органов, а потом уже на этом фоне можно применять гомеопатию, потому что надо создать условия в организме, чтобы была реакция, чтобы был ответ.
Потому что ответа может не быть. Почему многие гомеопаты применяют это, а нет ответа, потому что организм забит, все рецепторы клеток настолько загрязнены, что они не могут ответить на самые элементарные влияния, стимулы окружающей среды.
А.Б.: Но можно к этому подойти чисто практически. Врач дает гомеопатические таблетки пациенту и при этом советует ему вести здоровый образ жизни, правильно питаться, дает ему массу ценных советов, которые сами по себе оздоровляют.
Т.В.: Конечно, это должно сопровождать любое посещение врача. К сожалению, в Англии, если посещаешь врача, тебе вообще не говорят ни слова ни о диете, ни слова о том, что витаминов может недостаточно.
Все пьют очень крепкий чай, потом у них нарушается всасывание всех микроэлементов, витаминов в желудке. Или чай с молоком, который вызывает слизь в организме. И 45% женщин имеет снижение функции щитовидной железы.
Это на приемах у врача я никогда не слышала здесь за 25 лет. Нужно сказать много больному, как себя вести и что делать, естественно. Но сама гомеопатия работает, и это подтверждено на животных, например, применяют гомеопатию — заживление ран, успокоение животного. Все зависит от квалификации врача.
А.Б.:Справедливо сказать, что успех гомеопатии во многом объясняется недоработками классической медицины, в том числе и в NHS?
М.Д.: Я думаю, каждая область медицины найдет своих клиентов, людей, которые найдут пользу от нее, и для них это будет верное решение их проблем.
Соглашусь, что совет по поводу здорового образа жизни абсолютно необходим, и мой опыт отличается от Тамары. Я работала не в одной, а в нескольких семейных практиках, у меня очень широкий опыт, что в большинстве мест есть консультант практики, который занимается диетой.
Если нет, всегда можно направить к диетологу. Сейчас ожирение — массовая эпидемия, и большинство хронических проблем связано с этим напрямую — давление, диабет, другие эндокринологические проблемы, суставы, артрозы, артриты. Эта служба доступна, я ее постоянно рекламирую для всех своих пациентов, потому что на 90% мы в ответе за наше здоровье, и это связано с нашим стилем жизни, с нашим выбором.
А.Б.: Гомеопатия совместима с классической врачебной практикой? Или это две вещи несовместимые?
М.Д.: В 2010 году постановлением комитета по науки и технологии при парламенте было принято утверждение, что не имеет смысла, нет достаточных доказательств для финансирования системы здравоохранения гомеопатического лечения.
Потому что, если вы слышали, есть институт гомеопатии, который находится в центре Лондона, и в который в прошлом человек мог быть направлен и исследован по государственной системе здравоохранения. Насколько я знаю, сейчас этот курс недоступен, надо финансировать самому.
Как любой другой способ лечения, почему бы и не попробовать, если человек чувствует склонность к этому?
А.Б.: Тамара, вот приходит к вам человек, и он хочет попробовать гомеопатию, потому что что-то не работает, классическая медицина ему не помогает. Вы любого будете лечить гомеопатическими средствами?
Как вы отбираете тех пациентов, которых стоит лечить этим способом от тех, кого надо отправлять к хирургу?
Т.В.: Конечно, нет. У меня комплексный подход. Я пользуюсь как альтернативной медициной, так и классической. Потому что, если больной приходит, и я вижу, что у него «завален» кишечник, мы начинаем с чистки кишечника и нормализации желудочно-кишечного тракта. Или у него воспаление, значит, мы применяем препараты, которые снизят воспаление.
Могут быть параллельно и гомеопатические препараты, но я всегда предпочитаю назначать гомеопатические препараты на определенном фоне, когда больной может на них отреагировать, это как стимул, как сигнал, как информация в организме, на которую организм не всегда может ответить, поэтому это определенный этап в лечении.
А.Б.: Я недавно видел интервью с одним врачом-гомеопатом английским, которому задавали вопросы о научном фундаменте гомеопатического лечения. Он честно признавался, что он не понимает тоже, не может себе объяснить с точки зрения здравой логики.
Он говорил, что это совершенно непонятно, но я занимаюсь этим, потому что не могу прекратить это, просто потому, что мне не позволят мои пациенты. Они требуют от меня гомеопатических лекарств, потому что на них это действует. Он сам находится в странной, даже с моральной точки зрения, ситуации.
Как вы относитесь к тому, что вы лечите людей, не понимая самого процесса лечения, основ, как происходит вылечивание организма?
Т.В.: Для этого я езжу на международные конференции по физике. Там я общаюсь с Монтенье и Джеральдом Поллаком, ведущими физиками Франции и Америки, которые тоже рассуждают о гомеопатии, о радиосвойствах воды, о квантовой физике и так далее.
Для того, чтобы понять, как это все работает. Потому что нет ничего сложнее, чем человеческий организм, его взаимоотношения с внешней средой.
Для этого я сейчас занимаюсь научной работой в Стамбуле, изучение болезни Альцгеймера и старческой деменции, которая тоже связана со многими вещами, которые мы не понимаем, но мы видим результат.
Как в кибернетике есть «черный ящик». Мы знаем, что мы туда положили, и что оттуда выходит, но что там происходит внутри, мы не знаем, как говорит Норберт Винер.
Источник: по материалам bbc.com
Градусник.ру